УДК 629.113

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ ИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ (ППО) БРОНЕТРАНСПОРТЕРА БТР-80

Постников Александр Александрович1, Пархоменко Александр Викторович2, Волков Юрий Иванович3, Гумелёв Василий Юрьевич4
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, адъюнкт
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент
4Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук

Аннотация
В статье рассмотрен порядок проверки противопожарного оборудования (ППО) бронетранспортера БТР-80, включая порядок взвешивания и замены при необходимости баллонов ППО.

Ключевые слова: автоматическое включение, баллон, взвешивание, датчик, огнегасящий состав, ручное включение


CHECK OF SERVICEABILITY OF SYSTEM OF FIRE-FIGHTING EQUIPMENT (SFFE) BTR-80

Postnikov Alexander Alexandrovich1, Parhomenko Alexander Viktorovich2, Volkov Yuriy Ivanovich3, Gumelev Vasiliy Yuryevich4
1Ryazan High Airborne Command School named after of the General of the Army V.F. Margelov, adjunct
2Ryazan High Airborne Command School named after of the General of the Army V.F. Margelov, associate professor
3Ryazan High Airborne Command School named after of the General of the Army V.F. Margelov, associate professor
4Ryazan High Airborne Command School named after of the General of the Army V.F. Margelov, candidate of technical Science

Abstract
The article describes the procedure for checking fire-fighting equipment (FFE) BTR-80, including the method of weighting and replacement cylinders FFE.

Keywords: automatic switching, cylinder, extinguishing agent, manual switching on, sensor, weighing


Библиографическая ссылка на статью:
Постников А.А., Пархоменко А.В., Волков Ю.И., Гумелёв В.Ю. Особенности проверки исправности системы противопожарного оборудования (ППО) бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2016/10/10670 (дата обращения: 12.07.2023).

Противопожарное оборудование (ППО) практически устанавливается на все боевые машины и в значительной мере обеспечивает их живучесть на поле боя.

ППО БТР-80 включает:

- ручной углекислотный огнетушитель, предназначенный для тушения очагов пожара в отделении управлении, боевом и десантном отделениях;

- порошковый огнетушитель, применяемый для тушения пожара при его возникновении снаружи машины;

- автоматическую систему ППО, предназначенную только для тушения пожара в моторно-трансмиссионном отделении (МТО).

При проведении каждого технического обслуживания №1 (ТО-1) бронетранспортера БТР-80 (периодичность его проведения через каждые две тысячи км пробега [1]) обязательно предусмотрено проведение обслуживания ППО.

При ТО-1 следует проверить:

- работоспообность системы ППО с помощью специального прибора, находящегося на участке технического обслуживания и ремонта электроспецоборудования;

- заряженность баллонов огнегасящей смесью путем их контрольного взвешивания.

При обслуживании автоматической системы ППО применяются следующие приборы и инструменты:, плоскогубцы, весы с точностью ± 10 г; ключи 10×12, 14×17, 17×19, кабели № 1, 5, 6 на машине согласно ее электрической схеме. Инструмент применяется как из комплекта ЗИП машины, так и инструмент, находящийся на участке технического обслуживания и ремонта электроспецоборудования пункта технического обслуживания и ремонта (ПТОР) – комплект прибора КПК11-2.

Автоматическая система ППО осуществляет тушение пожара с помощью специального огнегасящего состава «Хладон 114В2» или состава «3,5», пары которых, прекращая доступ кислорода к очагу пожара, ликвидируют его. При этом предусмотрено, что система ППО может приводиться в действие не только автоматическим, но и ручным включением. В автоматическом режиме система ППО работает только при включенном (в верхнем положении) выключателе 4 (рисунок 1).

1 – кнопки включения ППО; 2, 3 – контрольные лампы (КЛ) исправности цепей пиропатронов ППО; 4 – выключатель автоматики ППО; 6 – сигнальная лампа (СЛ) ПОЖАР; 35 – кнопка контроля сигнальных ламп; 41 – выключатель аккумуляторных батарей

Рисунок 1 – Щиток приборов водителя БТР-80

При ручном включении система выдает все те же команды, что и при автоматическом.

Состав системы ППО представлен на рисунке 2.

1 – огнетушитель ОП-10А; 2 – насадок; 3 – термодатчик № 3; 4 – термодатчик № 2; 5, 6, 14, 15 – штуцера-распылители; 7 – термодатчик № 1; 8 – термодатчик № 4; 9 – двигатель; 10 – релейная коробка (РК) ППО; 11 – розетка для подключения прибора КПК11-2; 12 – баллоны (2 шт.); 13 – обратные клапаны

Рисунок 2 – Схема размещения пожарного оборудования в машине

Кроме того, имеется вспомогательное оборудование из трех механизмов:

-отключения привода управления подачей топлива;

- задержки сигнала на выпуск огнегасящей смеси;

- автоматического закрытия крышек воздухопритока и воздухоотвода.

Баллоны (рисунок 3) двухлитровой емкости, заправленные составом «Хладон 114В2» весом (1 – 0,05 кг), под давлением от 75 до 85кгс/см2. Массы заправленного и незаправленного баллона проставлены заводом-изготовителем на корпусе 4 головки.

 

Рисунок 3 – Баллон для состава «Хладон 114В2»

Баллоны крепятся к перегородке моторно-трансмиссионного отделения  специальными хомутами со стороны десантного отделения слева по ходу машины.

Электрическими сигналами релейная коробка (РК) управляет исполнительными механизмами и электрозапалами пиропатронов баллонов ППО. Термодатчики (4 штуки) установлены в моторно-трансмиссионном отделении [2]. Они (рисунок 4) реагирует на резкое повышение температуры в местах их установки, и дают сигнал на срабатывание система ППО.

Рисунок 4 – Термодатчик

 КЛ ППО размещены на щитке приборов (рисунок 1) и представлены на рисунке 5. Под табличкой 1 БАЛЛОН, 2 БАЛЛОН расположены под опломбированной крышкой (для исключения их случайного включения) две кнопки для принудительного включения баллонов ППО (при их использовании положение выключателя автоматики ППО роли не играет).

Рисунок 5 – Работа контрольных ламп ППО

В состав механизма отключения привода управления подачей топлива входит электромагнит, который при срабатывании  ППО отъединяет тягу привода подачи топлива от педали – и дизель останавливается. Электромагнит находится над поликом рядом с педалью подачи топлива.

Система ППО приводится в состояние готовности последовательным включением выключателей аккумуляторных батарей 41 и автоматики ППО 4 (рисунок 1) [3]. При этом для надежной работы автоматической системы ППО аккумуляторные батареи должны быть обслужены и заряжены [4, 5, 6].

При возникновении пожара сигнал от термодатчиков поступает в РК системы, которая выдает команды на исполнительные механизмы. Начинает гореть СЛ ПОЖАР. После охлаждения огнегасящим составом термодатчиков лампа ПОЖАР гаснет. При повторном пожаре или неполной ликвидации пожара система ППО включает второй баллон аналогично первому.

В случае, если при пожаре система ППО автоматически не сработала, то следует включить принудительно вручную в следующей последовательности:

- распломбировать и открыть крышку кнопок обеих баллонов;

- нажать и отпустить любую кнопку неиспользованного баллона.

Если пожар не потушен, то другой кнопкой включить второй баллон.

Проверка исправности электрических цепей пиропатронов.

При включении выключателей аккумуляторных батарей автоматики ППО загораются КЛ 2, 3 (1 БАЛЛОН и 2 БАЛЛОН) с рассеивателем зеленого цвета на щитке водителя (рисунки 1 и 6).

Рисунок 6. – Проверка исправности электрических цепей к пиропатронам баллонов ППО

Это свидетельствует об исправности цепей электрозапалов пиропатронов в баллонах и готовности к работе системы ППО. После пуска дизеля лампы гаснут, но после его остановки  лампы загораются вновь.

Проверку исправности системы ППО при помощи прибора КПК-11-2 проводит электрик на участке технического обслуживания и ремонта электроспецоборудования ПТОР в последовательности, которая представлена согласно таблице 1.

Т а б л и ц а 1 – Проверка исправности системы ППО при помощи прибора КПК-11-2 

 

Проверка заряженности баллонов проводится их взвешиванием на участке комплексного технического обслуживания и текущего ремонта колесных машин ПТОР.

Для контрольного взвешивания следует использовать весы с точностью
± 10 г. Проверяемый баллон снять с машины, для чего:

- распломбировать накидные гайки контакта и трубки обратного клапана на головке баллона;

- отвернуть эти гайки;

- отвернуть болт хомута крепления баллона;

- снять баллон.

Вынуть пиропатрон, распломбировать и отвернуть колпачковую гайку на головке баллона, протереть баллон ветошью и взвесить его (рисунок 7).

Рисунок 7 – Взвешивание баллона ППО

Если масса проверяемого баллона меньше массы, указанной на головке баллона, или массы, указанной в таблице на баллоне, баллон заменить.

Использованные баллоны заменять на заряженные в обратном порядке.

После замены баллонов включить выключатели 41 и 4 (рисунок 1) и убедиться, что КЛ обеих баллонов светятся зеленым цветом (рисунок 6).


Библиографический список
  1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 5903 [Текст]: – Рязань: Министерство обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление. – 2006. – 494 с.
  2. Гумелёв, В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР-80: учеб. пособие. Ч. 1. [Текст] / В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, С.Н. Бистерфельд, А.Г. Картуков. – Рязань: РВВДКУ, 2014. – 189 с.
  3. Гумелёв, В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР-80: учеб. пособие. Ч. 2 / [Текст] В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, Ю.И. Волков, Д.В. Разиков, А.А. Постников, В.А. Москаленко, В.Ю. Гужвенко; под общей редакцией А.В. Пархоменко. – Рязань: РВВДКУ, 2016. – 202 с.
  4. Постников А.А., Пархоменко А.В., Гумелёв В.Ю. Об аккумуляторных батареях БТР-80 и их техническом обслуживании // Современная техника и технологии. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/07/6511  (дата обращения: 09.10.2016).
  5. Гумелёв В.Ю., Картуков А.Г., Пархоменко А.В. Использование трофейных аккумуляторных батарей на бронетранспортере БТР-80. // Современная техника и технологии. – Январь, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/01/1480 (дата обращения: 10.10.2016).
  6. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В. Взаимозаменяемость стартерных батарей бронетранспортера БТР-80. // Современная техника и технологии. – Июнь, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/06/2069 (дата обращения: 10.10.2016).


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: