УДК 629.113

ПРОВЕРКА РАБОТЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕГУЛИРОВКИ ПРИВОДОВ ПОДАЧИ ТОПЛИВА И ОСТАНОВКИ ДИЗЕЛЯ БТР-80

Постников Александр Александрович1, Пархоменко Александр Викторович2, Волков Юрий Иванович3, Гумелёв Василий Юрьевич4
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, адъюнкт
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент
4Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн наук

Аннотация
В представленной статье рассмотрен порядок проверки и при необходимости регулировки привода подачи топлива и привода остановки дизеля бронетранспортера БТР-80, перечислены технические условия проверки технического состояния приводов и применяемый при работах инструмент.

Ключевые слова: механизм закрытия крышек, механизм отключения двигателя, ручной привод, силовое отделение, шток, электромагнит


CHECK THE OPERATION AND SEQUENCE ADJUSTING DRIVES FUEL SUPPLY AND STOP THE DIESEL BTR-80

Postnikov Alexander Alexandrovich1, Parhomenko Alexander Viktorovich2, Volkov Yuriy Ivanovich3, Gumelev Vasiliy Yuryevich4
1Ryazan High Airborne Command School named after of the General of the Army V.F. Margelov, adjunct
2Ryazan High Airborne Command School named after of the General of the Army V.F. Margelov, associate professor
3Ryazan High Airborne Command School named after of the General of the Army V.F. Margelov, associate professor
4Ryazan High Airborne Command School named after of the General of the Army V.F. Margelov, candidate of technical sciences

Abstract
The paper presents the procedure for verification and, if necessary, adjust the actuator fuel actuator and stopping the diesel engine of the BTR-80 are technical terms of checking the technical condition of the drives and used in the work tool.

Keywords: electromagnet, hand drive, mechanism stops the engine, power pack, rod, the mechanism of closure caps


Библиографическая ссылка на статью:
Постников А.А., Пархоменко А.В., Волков Ю.И., Гумелёв В.Ю. Проверка работы и последовательность регулировки приводов подачи топлива и остановки дизеля БТР-80 // Современная техника и технологии. 2016. № 11. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2016/11/10999 (дата обращения: 12.07.2023).

Данная публикация является прямым продолжением статьи [1], а также продолжает целый ряд публикаций [2, 3, 4, 5], в которых были рассмотрены некоторые особенности организации и проведения контроля технического состояния технического обслуживания бронетранспортера БТР-80.

После срабатывания автоматической системы противопожарного оборудования (ППО), а также при проведении плановых работ по техническому обслуживанию №1 (через 2000 км пробега) БТР-80 следует проверить работу привода подачи топлива и привода остановки дизеля. При этом при  проверке приводы должны обеспечивать плавно и без заеданий перемещение рычагов управления в заданных пределах.

Размещение в отделении управления (оно расположено в передней носовой части БТР) органов управления привода подачи топлива двигателя БТР-80 представлено на рисунке 1.

Рисунок 1– Органы управления привода подачи топлива и остановки двигателя БТР-80

Привод управления подачей топлива выполняет три основные функции:

- изменяет количество впрыскиваемого в цилиндры дизеля топлива;

- обеспечивает установку постоянной частоты вращения коленчатого вала (КВ) дизеля;

- прекращает подачу топлива в цилиндры дизеля для его остановки.

В приводе установлен механизм его отключения на случай срабатывании системы ППО. После отключения привода управления подача топлива в цилиндры двигателя прекращается, что облегчает тушение возгорания в отделении силовой установки (силовом отделении – СО) бронетранспортера. Отметим, что СО бронетранспортера в некоторых источниках называется моторно-трансмиссионным отделением (МТО).

Кроме того, в состав механизма закрытия крышек воздухопритока и воздуоотвода СО машины входит электромагнит, который при получении питания из системы ППО, воздействуя на защелку, разъединяет редуктор подъема крышек с тягами. Крышки под собственным весом закрываются и перекрываются приток и отвод воздуха из СО. В результате уменьшается количество кислорода в СО, что затрудняет процесс горения в отделении. Затем огнегасящий состав поступает в СО.

Для того чтобы избежать перегрева дизеля включается водяной насос предпускового подогревателя, обеспечивающий циркуляцию охлаждающей жидкости в его системе охлаждения

Последовательность срабатывания системы ППО представлена согласно рисунку 2.

Рисунок 2 – Последовательность срабатывания системы ППО

Педаль привода управления подачей топлива расположена на листе корпуса перед правой ногой водителя. Системой тяг и рычагов она соединена с рычагом управления регулятором и с рычагом остановки.

Механизм ручного привода расположен справа под щитком приборов водителя и соединен тягой с приводом управления подачей топлива. Устройство механизма представлено на рисунке 4. Справа от механизма установлена инструкционная табличка для руководства работой ручного привода.

Ручной привод используется для того, чтобы:

- длительно поддерживать постоянную частоту вращения коленчатого вала дизеля машины, в том числе устанавливать и поддерживать его минимальную частоту;

- останавливать дизель.

При установке рукоятки 5 в положение II – ПОДАЧА ТОПЛИВА – подача топлива увеличивается (рисунок 3).

Рисунок 3 – Положения рукоятки привода остановки двигателя

Если прекратить опускать рукоятку 5, то она застопорится в заданном положении – частота вращения КВ двигателя останется постоянной. Педаль подачи топлива  в фиксированном положение II рукоятки 5 ручного привода занимает положение, соответствующее установленной водителем частоте вращения КВ двигателя. При нажатии на педаль частота вращения КВ дизеля увеличивается вплоть до максимальной, но при ее отпускании уменьшается до установленного ручным приводом значения. Поэтому при подаче топлива с помощью педали следует рычаг ручного привода устанавливать только в положение I.

Остановка дизеля производится перемещением рукоятки 5 вдоль ее оси в положение III – ОСТАНОВ.

При подготовке двигателя к пуску рукоятку 5 ручного привода необходимо устанавливать в положение I.

Механизм отключения двигателя (МОД) управления подачей топлива (рисунок 5) предназначен для остановки двигателя при срабатывании системы ППО. Устройство МОД представлено на рисунке 4. Рычаг 8 и втулка 3 составляют одно целое и могут свободно поворачиваться относительно кронштейна 4.

1 – электромагнит; 2 – шток; 3 – втулка; 4 – кронштейн; 5, 8 – тяги;

6, 7 – рычаги;

а – рабочее положение; б – положение при срабатывании системы ППО

Рисунок 4 – Механизм отключения двигателя

При срабатывании системы ППО электромагнит втягивает шток. Рычаги 6 и 7 разблокируются (рисунок 4) и рычаг управления регулятором частоты вращения коленчатого вала ТНВД устанавливается в положение нулевой подачи. Дизель останавливается.

Подключение привода управления подачей топлива после срабатывания ППО. Для этого необходимо сблокировать рычаги 6 (рисунок 4) и 7, сняв ногу с педали, и установить рукоятку ручного привода в положение ОСТАНОВ. А затем перемещать рукой педаль на себя до тех пор, пока шток 2 не заблокирует рычаги 6 и 7.

Проверка работы привода подачи топлива и привода остановки двигателя. Регулировка топливной аппаратуры, а также регулировка привода подачи топлива и привода остановки двигателя выполняется, как правило, специалистами ремонтной роты.

Регулировать привод управления подачей топлива следует после проверки его работы в следующих случаях [6, 7]:

- если при нажатии на педаль  (рисунок 1) до упора болта в лист корпуса рычаг 1 (рисунок 5) не упирается в болт 7 или рычаг 1 упирается в болт 7 раньше, чем болт педали в лист корпуса;

1 – рычаг управления регулятором; 2 – болт ограничения минимальной частоты вращения; 3 – рычаг остановки; 4 – пробка заливного отверстия; 5 – болт регулировки пусковой подачи; 6 – болт ограничения хода рычага остановки; 7 – болт ограничения максимальной частоты вращения

Рисунок 5 – Крышка регулятора ТНВД дизеля бронетранспортера БТР-80

- если при свободном положении педали и при положении рукоятки 5 (рисунок 3) в положении I частота вращения КВ дизеля превышает 650 об/мин;

- если двигатель после нажатия на педаль (рисунок 1) до упора, а затем при ее быстром отпускании останавливается (при этом рукоятка 5 (рисунки 1, 3) должна быть установлена в положение I);

- если не обеспечивается остановка дизеля рукояткой 5 (рисунки 1, 3).

Для регулировки приводов подачи топлива и остановки двигателя (рисунок 6) следует:

1 – механизм ручного привода; 2 – рычаг ручного привода; 3 – сектор; 4 – палец; 5 – рукоятка; 6 – двуплечий рычаг; 7, 18, 23, 25, 26, 27, 29, 30 – тяги; 8 – наконечник; 9 – палец рычага регулятора ТНВД; 10 – палец планки; 11 – планка рычага остановки; 12, 14 – болты; 13 – рычаг остановки двигателя; 15 – болт ограничения минимальной частоты вращения (показан в положении для регулировки привода); 16 – рычаг управления регулятором; 17 – болт ограничения максимальной частоты вращения; 19, 21 – кронштейны поперечного привода; 20 – поперечный привод; 22 – уплотнение; 24 – рычаг; 28 – механизм отключения привода управления подачей топлива; 31 – упорный болт; 32 – педаль; 33 – валик педали; 34 – возвратная пружина; 35 – переходный валик; 36 – электромагнит отключения привода подачи топлива

Рисунок 6 – Привод управления подачей топлива

- пустить дизель и болтом 15 установить рычаг 16 в положение, соответствующее вращения КВ двигателя 550-650 об/мин (минимальная частота его холостого хода);

- остановить дизель;

- отсоединить тягу 30 от рычага валика 33 и тягу 18 от рычага 20;

- установить рукоятку 5 и рычаг 2 в положение I (рисунок 4);

- установить педаль 32 так, чтобы угол между педалью и корпусом составлял 49°, что соответствует линейному размеру220 мм, замеренному по перпендикуляру от верхней кромки педали до переднего листа корпуса;

- регулируя длину тяги 30 резьбовым наконечником, соединить рычаг 2 с рычагом валика 33;

- регулируя резьбовым наконечником длину тяги 18, соединить ее с рычагом 20. При этом подсоединять тягу 18 тогда, когда рычаг 16 упрется в болт 15, а палец 9 будет находиться в конце паза наконечника 8. Если за счет тяги 18 соединение не обеспечивается, то выполнить регулировку тягой 7. Регулируя тяги, следует помнить, что их наконечники должны быть навернуты на тягу на длину не менее8 мм, а после регулировки обязательно законтрены;

- ослабить болты 12 и 14 крепления планки 11 и отрегулировать положение планки за счет паза в рычаге под болт 12 так, чтобы при упоре рычага 3 (рисунок 6) в болт 5 между пальцем 10 планки 11 и наконечником 8 был зазор 1-2 мм, после чего затянуть болты 12 и 14;

- вывернуть на 5 оборотов болт 15 и законтрить его гайкой;

- отвернуть контргайку упорного болта 31 и ввернуть болт на несколько оборотов;

- нажать на педаль 32 до касания рычага 16 болта 17;

- вывернуть болт 31 до соприкосновения с передним листом корпуса и застопорить его контргайкой;

- пустить дизель, нажать на педаль 32 до упора и быстро отпустить ее. Если дизель остановится, то уменьшить длину тяг 18 или  7, завернув резьбовой наконечник на один оборот, после чего снова нажать на педаль 32 до упора и быстро отпустить ее. Если двигатель остановится, операцию повторить.

Проверка качества регулировки [7] производится следующим образом. При нажатии на педаль (рисунок 1) она должна свободно перемещаться от исходного (минимальная подача топлива) до крайнего (максимальная подача) положения. При установке рукоятки 5 (рисунок 3) в положение ОСТАНОВ двигатель должен остановиться.

При проведении регулировки приводов используется следующий инструмент из индивидуального комплекта ЗИП машины: ключи гаечные рожковые 10×12 мм, 14×17 мм, отвертка и плоскогубцы.


Библиографический список
  1. Постников А.А., Пархоменко А.В., Волков Ю.И., Гумелёв В.Ю. Особенности проверки исправности системы противопожарного оборудования (ППО) бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/10/10670  (дата обращения: 24.10.2016).
  2. Постников А.А., Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Волков Ю.И. Проверка уровня масла в агрегатах трансмиссии бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/09/10494  (дата обращения: 13.10.2016).
  3. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Постников А.А., Андрющенко А.А. Краткие сведения о порядке проведения и операциях контрольного осмотра бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/05/9953 (дата обращения: 26.10.2016).
  4. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Постников А.А. Краткие сведения об организации и проведении технического обслуживания №1 бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/10/7940  (дата обращения: 05.11.2016).
  5. Постников А.А., Пархоменко А.В., Гумелёв В.Ю. Об аккумуляторных батареях БТР-80 и их техническом обслуживании // Современная техника и технологии. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/07/6511  (дата обращения: 29.10.2016).
  6. Гумелёв, В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР-80: учеб. пособие. Ч. 1 / [Текст] В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, С.Н. Бистерфельд, А.Г. Картуков. – Рязань: РВВДКУ, 2014. – 189 с.
  7. Гумелёв, В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР-80: учеб. пособие. Ч. 2 / [Текст] В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, Ю.И. Волков, Д.В. Разиков, А.А. Постников, В.А. Москаленко, В.Ю. Гужвенко; под общей редакцией А.В. Пархоменко. – Рязань: РВВДКУ, 2016. – 202 с.

 



Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: