Стандартизация ПО на сегодняшний день занимает достаточно значимую роль в жизненном цикле любого предприятия. Соответственно, знание ГОСТов и правильное их применение позволяет использовать бизнес-процессы на предприятии в полную силу, т.к.. стандартизация направлена на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач [1, 2, 3]. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании применении стандартов. Т.о. современный бизнес невозможен без знаний и навыков стандартизации в сфере ИКТ.
Рассмотрим применение стандартов на примере описания процесса «создание технической документации программного продукта» с указанием всех ГОСТов, применяемых в данной предметной области (рис.1).
Вводная часть
Предприятие с условным названием «ПРОГРАММиК» занимается созданием и сопровождением программных продуктов для коммерческого использования. К основным бизнес-процессам (БП) предприятия относятся [4, 5, 6]:
- Анализ и согласование требований заказчика
- Формирование и согласование технического задания (ТЗ) на выполнение разработки
- Заключение договора на выполнение разработки
- Выполнение разработки (проектирование и программирование)
- Оценка качества выполнения разработки (тестирование)
- Создание сопроводительной документации (документирование)
- Внедрение разработки
- Сопровождение разработки (исправления, доработка, консультирование по работе и т.д.)
Детально рассмотрим БП «Создание сопроводительной документации (документирование)». Процесс заключается в создании техническим писателем документа (документов), описывающих разработку для возможности работы с ней определенных категорий клиентов-потребителей:
- системных администраторов (документы «Руководство администратора», «Руководство системного администратора», «Руководство по установке»)
- программистов (документы «Руководство программиста», «Структура базы данных», «Application Programming Interface», «Функциональная спецификация»)
- пользователей (документ «Руководство пользователя»)
Этапы создания документации:
- Постановка задачи.
- Получение входных данных.
- Документирование.
- Рецензирование документации.
- Проверка документации.
1. На этапе постановки задачи разработчик/менеджер проекта составляет запрос на проведение работ в системе ведения проектов JIRA (регулируется внутренним регламентом компании) на выполнение документирования техническим писателем. В заявке содержится минимальная информация по проделываемой работе: срок, приоритет, тип запроса (новый компонент, задача, подзадача, исправление) и краткое описание.
2. На этапе получения входных данных технический писатель запрашивает (самостоятельно находит) входные данные, необходимые для решения запроса. Иногда необходимые данные указывают непосредственно в запросе, тогда данный этап пропускается. В качестве входных данных могут выступать [7, 8, 9]:
- текст программы (регулируется стандартом ГОСТ 19.401-78 «Единая система программной документации. Текст программы. Требования к содержанию и оформлению»)
- техническое задание (регулируется стандартом ГОСТ 19.201-78 “Единая система программной документации. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению”)
- техническая или функциональная спецификация (регулируется стандартом ГОСТ 19.202-78 «Единая система программной документации. Спецификация. Требования к содержанию и оформлению»)
Также в качестве входных данных используется информация, полученная в ходе самостоятельного изучения разработки техническим писателем или в ходе консультации у разработчика (регулируется внутренним регламентом взаимодействия работников предприятия).
3. На этапе описания разработки (документирования) выполняется переработка входной информации и создается описание на техническом языке, доступном для понимания конечного пользователя. Технический писатель при создании описания руководствуется следующими нормативными документами:
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 15910-2002 «Информационная технология. Процесс создания документации пользователя программного средства» (для документа «Руководство пользователя»)
- ГОСТ 19.202-78 «Единая система программной документации. Спецификация. Требования к содержанию и оформлению» (для документа «Функциональная спецификация»)
- ГОСТ 19.504-79 «ГОСТ 19.202-78 «Единая система программной документации. Руководство программиста. Требования к содержанию и оформлению» (для документа «Руководство программиста»)
- ГОСТ 19.603-78 «Единая система программной документации. Общие правила внесения изменений» (для внесения изменений в существующую документацию)
- ГОСТ Р ИСО 9127-94 «Системы обработки информации. Документация пользователя и информация на упаковке для потребительских программных пакетов» (для документа «Руководство по установке»)
- ГОСТ 18421-93 «Аналоговая и аналогово-цифровая вычислительная техника. Термины и определения» (для обеспечения единообразия используемой в документации терминологии)
Также для описания разработки используются внутренние стандарты, разработанные компанией (регламент описания документов «Структура базы данных», «Application Programming Interface» и т.д.).
4. На этапе рецензирования документации выполняется проверка текста документации и внесение соответствующих корректировок. Разделяют внутреннее (со стороны коллеги – технического писателя) и внешнее (со стороны разработчика) рецензирование. Процесс рецензирования регулируется внутренними регламентами отдела технической документации и взаимодействия между отделами.
5. На этапе проверки качества и соответствия технической документации руководителем отдела документации (старшим техническим писателем) выполняется проверка выполненной работы. Основным документом, регламентирующим деятельность руководителя отдела технической документации, является стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 9294-93 «Информационная технология. Руководство по управлению документированием программного обеспечения».
Библиографический список
- Назарова О.Б. Реализация принципа преемственности в построении учебных курсов специальности прикладная информатика (в экономике) на основе case-технологий // Фундаментальные исследования. 2007. № 6. С. 46.
- Назарова О.Б. Преемственность в обеспечении компьютерной подготовки учащихся начальной и средней школы : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорск, 1999
- Назарова О.Б., Давлеткиреева Л.З. Интеграция автоматизированных информационных систем в сфере продаж холдинговой компании :
В сборнике: Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых учёных Сборник научных трудов всероссийской заочной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.С. Ефремовой. 2015. С. 86-96. - Масленникова О.Е. Типовой проект внедрения корпоративной информационной системы на крупное промышленное предприятие // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 2. № 1. С. 149-152.
- Масленникова О.Е. Анализ современного состояния исследований по проблеме разработки региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2014. № 10. С. 639-650.
- Савва Л.И., Масленникова О.Е., Пономарёв Т.А. Познание человеком человека. - Магнитогорск, 2002.
- Давлеткиреева Л.З., Чусавитина Г.Н. Анализ и установление уровня зрелости информационной инфраструктуры организации для управления непрерывностью бизнеса : В сборнике: Современные информационные технологии и ИТ-образование Сборник избранных трудов VII Международной научно-практической конференции. Под редакцией профессора В.А. Сухомлина. 2012. С. 529-544.
- Чусавитина Г.Н., Масленникова О.Е., Давлеткиреева Л.З. Подготовка будущих ит-специалистов в области обеспечения интероперабельности электронной науки и образования : В сборнике: Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях моно промышленного города Магнитогорск, 2012. С. 132-140.
- Давлеткиреева Л.З. Информационно-предметная среда как средство профессиональной подготовки будущих специалистов в университете :
диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорск, 2006