Информационная безопасность в общеобразовательных учреждениях, таких как школа, включает в себя как технические, так и правовые аспекты. В век информационных технологий, преподаватели различных предметов стоят на той же ступени, что и учителя информатики. Понятие информатика не только как школьный предмет, но и как наука интегрируется в различные школьные курсы. Множество знаний учащиеся постигают уже не через теоретические параграфы учебника, а с помощью практики, оформляя свои полученные знания и исследования, осуществляя поиск и структуризацию информации. Общеобразовательные учреждения оснащаются различной компьютерной техникой, ИКТ широко применяется в образовательной сфере.
Как в виртуальном, так и в социальном пространстве информация распространяется с невероятной скоростью, благодаря техническим возможностям. Сама информация нередко носит различного рода характер, от противоречивого и не логичного, до агрессивного и неадекватного, что явно отражается на социально-нравственных ориентирах школьников. В связи с чем, возникает проблема в области информационной безопасности, без решения которой, нет дальнейшего представления о полноценном развитии, как личности, так и общества в целом. Школьники, включенные в образовательный процесс, оказываются совершенно беззащитными от огромного потока информации.
Важнейшую роль в решении данной проблемы занимает специалист в области компьютерных технологий, то есть сам преподаватель информатики. Поэтому требуются такие специалисты, которые не только на высоком уровне владеют методикой преподавания и имеют такой же уровень знаний в области ИТ-технологий, но и прекрасно осведомленные о проблемах информационной безопасности в образовательной сфере.
Преподаватель должен знать:
- о негативных формах информационно-коммуникационных технологиях ИКТ;
- о методах защиты;
- о нормах сетевого этикета.
Одним из путей решения проблемы информационной безопасности является обучение школьника ясному восприятию и четкой оценке информации. Как школьникам, так и родителям необходимо иметь представление о том, что в виртуальном пространстве существует ряд правил, которыми в обязательном порядке необходимо руководствоваться при работе на просторах Интернета. Неумение верно применять базисные нормы поведения, в итоге приводит к тому, что дети проявляют в виртуальном мире, чересчур неадекватное, а порой и асоциальное поведение. В некоторых случаях подростки даже совершают правонарушение в области ИКТ.
На первый взгляд, кажущаяся безнаказанность и анонимность, приводит к поступкам, на которые в реальном мире большинство детей были бы не способны. Притом многие, из которых не имеют даже представления о том, что совершаемые ими действия могут нанести, как моральный, так и физический вред тому, против кого эти действия направлены.
Учитель должен знать и о классических и современных методах защиты информации. Преподаватели обязаны уделять должное внимание учебно-воспитательной работе с подростками, направленной на преодоление негативного характера воздействия ИКТ-среды.
В различных методических пособиях по информатике и ИКТ в определенной степени нашли отражение следующие проблемы безопасности:
- техническая безопасность при пользовании компьютером,
- информационно-правовая защита программ и данных,
- защита информации,
- проблема ложной информации,
- цензура в сети Интернет,
- безопасность общества,
- зависимость общества от компьютера,
- качество ПО,
- надежность работы ПК и информационная безопасность общества.
Такие материалы зачастую раскрывают вопросы о безопасности компьютерной техники, различных информационных ресурсов, но не дают в полной мере ответа на вопрос, как же можно обеспечить личную безопасность в информационной сфере.
Анализируя все вышесказанное, можно утверждать, что решение проблемы информационной безопасности подростков, а в частности школьников в обязательном порядке должно проходить под руководством грамотного и сведущего, подготовленного для этого специалиста, предусматривающего все необходимые составляющие информационной безопасности учащихся.
Библиографический список
- Варфоломеева Т.Н., Жусупов А.Р. Социальные сети и их воздействие на молодежную среду // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64393 (дата обращения: 11.03.2016).
- Варфоломеева Т.Н., Иванова Е.В. Формирование компетенций учащихся старших классов в процессе их обучение информатике // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: сборник статей Международной научно – практической конференции (25 марта 2016 г., г. Томск). В 3 ч. Ч.2 / – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – 320 с.
- Ефимова И.Ю., Веремеенко О.О. Методика формирования компетенций родителей в области обеспечения информационной безопасности подростков в сети интернет. В книге: Новые информационные технологии в образовании. Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2014. С. 515-519.
- Ефимова, И.Ю. Роль родителей в обеспечении информационной безопасности учащихся при использовании интернета [Текст] / Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н. // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи материалы внутривузовской конференции. Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова: сб. трудов конф. Магнитогорск, 2015. – С. 205-219.
- Мовчан И.Н. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения // Электротехнические системы и комплексы. – 2015. – № 3(28). – С. 55-58.
- Мовчан И.Н. Особенности формирования единой информационно-образовательной среды образовательного учреждения В книге: Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург. – 2014. – С. 347-350.
- Савельева Л.А. Аспекты культурологического подхода в методике преподавания информатики // Новые информационные технологии в образовании: материалы VII междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». 2014. – С. 585-589.
- Савельева Л.А. Вопросы подготовки будущих учителей информатики к использованию инновационных технологий // Современная педагогика. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2313.
- Савельева Л.А. Обучение будущих учителей информатики использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе/II Международная научно-практическая конференция «Информационные и коммуникационные технологии в образовании: ресурсы, опыт, тенденции развития” “ИТО-Архангельск-2011»
- Чусавитин М.О. Разработка модели компетентности будущих учителей информатики и икт в области обеспечения информационной безопасности / М.О. Чусавитин, Г.Н. Чусавитина, Л.В. Курзаева //Фундаментальные исследования. – 2013. -№ 10-13. -С. 2991-2995.
- Чусавитина Г.Н. Подготовка будущих учителей к обеспечению информационной безопасности: монография /Г.Н. Чусавитина, Л.З. Давлеткиреева, Л. В. Курзаева, М.О. Чусавитин. -Магнитогорск: МаГУ, 2013 -188 с