УДК 004

ПОДБОР ОПТИМАЛЬНОГО ИТ-РЕШЕНИЯ И МЕТОДОЛОГИИ ВНЕДРЕНИЯ АДАПТИВНОГО ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА

Комиссарова Оксана Романовна1, Самойлова Светлана Сергеевна1, Махмутова Марина Владимировна1
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова

Аннотация
В данной статье рассматривается выбор оптимального ИТ-решения и методологии внедрения адаптивного электронного курса.

Ключевые слова: метод Саати, методология внедрения, электронный курс


SELECTION OF OPTIMAL IT SOLUTIONS AND IMPLEMENTATION METHODOLOGY OF AN ADAPTIVE E-COURSE

Komissarova Oksana Romanovna1, Samoilova Svetlana Sergeevna1, Makhmutova Marina Vladimirovna1
1Nosov Magnitogorsk State Technical University

Abstract
This article discusses the selection of the optimal it solution and implementation methodology of an adaptive e-course.

Библиографическая ссылка на статью:
Комиссарова О.Р., Самойлова С.С., Махмутова М.В. Подбор оптимального ИТ-решения и методологии внедрения адаптивного электронного курса // Современная техника и технологии. 2016. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2016/11/11442 (дата обращения: 14.07.2023).

На сегоднящний день существует проблема выбора ИТ- решения, или даже комплекса ИТ-решений. Стратегия развития проекта, без применения конкретных программных и программно-аппаратных средств, рискует потерпеть провал в поставленных стратегических целях развития. Так, без определенной методики выбора ИТ-решения, не предствляется возможным оценка и планирование будущего проекта [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Что ведет к риску финансовых и временных потерь. Таким образом, разработанная без учета выбора конкретного ИТ-решения стратегия, является опасной для предприятия, ведь невозможно  будет оценить последствия внедрения. Успех реализации данного проекта будет очень трудно прогназируемым.

При постановке такой цели как разработка и внедрение электрнного адаптивного курса, нам необходимо подобрать оптимальное ИТ-решение для его разработки, а также выбрать методологию внедрения, которая будем подходить для заказчика и разработчика [8, 9, 10, 11, 12, 13, 14]. Данное обследование можно провести по методу анализа иерахий, автором которого является американский математик Томас Саати.

Метод Анализа Иерархий (МАИ) – математический инструмент системного подхода к сложным проблемам принятия решений. Данный метод состоит в декомпозиции большой проблемы на более мелькие подпроблемы, и по парным сравнениям данных подпроблем [15, 16, 17]. Такой способ решения исходит из способности людей думать, определеять события и установаливать связи между ними.

На начальной этапе необходимо определить цель, критерии и альтернативы (методологии):

1. Целью, будет являться определение средства разработки адаптивного электронного курса.

2.  Основные критерии выбора средства разработки ЭК для предприятия:

1)                средство должно содержать полный набор правил и инструкций по работе с курсом – документирование (К1);

2)                средство должно быть адаптируемым к различным операционным  системам, браузерам  – требование к установке (К2);

3)                средство должно обеспечивать минимальные стоимостные затраты на внедрение ЭК – стоимостные затраты (К3);

4)                средство должно удовлетворять всем требованиям заказчика на всем пути ЖЦ – требования заказчика (К4).

3.Определение альтернатив (методологий)

1)                Course Lab 2.4 (М1);

2)                Zelner (М2);

3)                Smart Builder (М3).

Далее  необходимо определить приоритетность критериев (суждения). Согласно шкале субъективных суждений сравнения критериев, представленной ниже, определяем приоритеты критериев (суждения) (табл. 1).

Таблица 1 – Шкала относительной важности

Шкала Значение
1 А и В одинаково важны
3 А незначительно важнее, чем В
5 А значительно важнее В
7 А явно важнее В
9 А по своей значительности абсолютно превосходит В
2, 4, 6, 8 2, 4, 6, 8  Промежуточные значения.

Затем составляем матрицы попарных сравнений для альтернатив по каждому критерию. Сводные данные по весам каждого критерия для каждой альтернативы представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Матрица парных сравнений критериев

Таблица 3 – Матрица попарных сравнений альтернатив по критериям

Диаграмма результатов вычислений по методу Т. Саати представлена на рисунке 1 и  таблице 4.

Рисунок 1– Диаграмма, иллюстрирующая результаты попарного сравнения альтернатив по критериям

Таблица 4 – Комбинированный весовой коэффициент

Анализ фаз, этапов каждой из представленных основ показал, что из средств для разрабатываемого ЭК наилучшим образом при учете всех факторов подходит средство Course Lab 2.4.

Далее в СППР «Выбор»  определим наиболее подходящую методологию внедрения. Методологии, из которых происходит выбор:

  1. MSF – предлагает проверенные методики для планирования, проектирования, разработки и внедрения успешных IT-решений;
  2. Oracle – методология Oracle AIM представляет собой детальное описание задач, выполняемых в ходе проекта, с указанием последовательности их выполнения и ответственных ролей проектной группы;
  3. TKB от 1С – методология необходима для выполнения задач, отражающих интересы создателя программного обеспечения.

Рисунок 2  – Результат вычислений

Из данных расчетов следует, что выбор методологии внедрения  с помощью аналитической системы, основанной на методе анализа иерархий, завершен в пользу MSF.

На сегодняшний день предприятие не имеет права развивать проект без применение методик выбора  ИТ – решений, на примере метода Томаса Саати мы определились со средством проектирования, а также методологией внедрения, которые подходят конкретно под наш проект, что позволит предприятию избежать как финансовых, так и временных рисков, при построение стратегии разработки и внедрения нового проекта.


Библиографический список
  1. Белоусова И.Д., Курзаева Л.В., Новикова Т.Б. О разработке методики и алгоритмов прогнозирования оценок эффективности и качества решения задач управления в образовании //  Наука и современность : сб. статей Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 25-27.
  2. Ганин М.А., Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б. Система мониторинга Zabbix // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 12 (20). С. 9.
  3. Зайцева Н.А.  Курзаева Л.В. Культура использования ИТ-технологий в организациях с распределенной территориальной структурой //  Государство, общество, образование в контексте цивилизационного подхода коллективная монография. НОУ ВПО «Институт бизнеса, психологии и управления»; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс».  – Чебоксары, 2015. – С. 65-68
  4. Курзаева Л.В., Новикова Т.Б. К вопросу о разработке моделей и алгоритмов интеллектуальной поддержки принятия решений в системе адаптивного управления образованием // Наука и современность : сб. статей Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 82-84.
  5. Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Лактионова Ю.С., Петеляк В.Е. Применение метода попарных сравненийдля определения значения функции принадлежности нечеткой переменнойв задачах управления социально-экономическими системами // Заметки ученого. 2015. Т. 1. № 5-1 (5). С. 87-89.
  6. Лисьев Г.А., Попова И.В. Технологии поддержки принятия решений. ‑ Москва, 2011. – 133 с.
  7. Махмутова М.В., Белоусова И.Д., Агдавлетова А.М. Организация воспитательной и профориентационной работы со студентами направления «прикладная информатика» в процессе организации и контроля учебных и производственных практик // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 2. № 1. С. 152-155.
  8. Махмутова М.В., Новикова Т.Б., Вдовина Е., Петинова С. Моделирование бизнес-процесса с использованием диаграмм для решения и постановки задач управления на примере предметной области «Организация рекламной деятельности студии танца» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 (56). С. 774-779.
  9. Назарова О.Б., Новикова Т.Б., Петеляк В.Е. К вопросу разработки диаграммы «архитектура системы – ASD» : В сборнике: Современная наука: теоретический и практический взгляд Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 75-77.
  10. Новикова Т.Б. Интернет-представительство в формировании имиджа образовательного учреждения // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2010. № 9. С. 49-51.
  11. Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009
  12. Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009
  13. Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Иванченко А.Е., Игнатова Т.А. Подходы к организации обучения в рамках массовых открытых онлайн курсов // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12 (56). – С. 355-360.
  14. Попова И.В. Разработка приложений: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности “Прикладная информатика (по областям)” и другим экономическим специальностям ; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО “Магнитогорский гос. ун-т”. Магнитогорск, 2005. – 184 с.
  15. Сильвестрова О.В., Новикова Т.Б. Автоматизация бизнес-процессов медицинского учреждения в рамках проекта «Электронная Россия» // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 (19). С. 4.
  16. Чернова Е.В., Попова Е.В., Попова И.В., Зленко И.В. Обеспечение безопасности системы информационно-аналитической поддержки научных исследований // Программные продукты и системы. 2009. № 4. С. 14.
  17. Чусавитина Г.Н., Зеркина Е.В., Попова И.В. Риски использования e-learning в процессе подготовки ИТ-специалистов // Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Прикладная информатика» на основе инновационных технологий и E-Learning III Российская научно-методическая конференция. 2007. С. 264-271.


Все статьи автора «Комиссарова Оксана Романовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: