На сегоднящний день существует проблема выбора ИТ- решения, или даже комплекса ИТ-решений. Стратегия развития проекта, без применения конкретных программных и программно-аппаратных средств, рискует потерпеть провал в поставленных стратегических целях развития. Так, без определенной методики выбора ИТ-решения, не предствляется возможным оценка и планирование будущего проекта [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Что ведет к риску финансовых и временных потерь. Таким образом, разработанная без учета выбора конкретного ИТ-решения стратегия, является опасной для предприятия, ведь невозможно будет оценить последствия внедрения. Успех реализации данного проекта будет очень трудно прогназируемым.
При постановке такой цели как разработка и внедрение электрнного адаптивного курса, нам необходимо подобрать оптимальное ИТ-решение для его разработки, а также выбрать методологию внедрения, которая будем подходить для заказчика и разработчика [8, 9, 10, 11, 12, 13, 14]. Данное обследование можно провести по методу анализа иерахий, автором которого является американский математик Томас Саати.
Метод Анализа Иерархий (МАИ) – математический инструмент системного подхода к сложным проблемам принятия решений. Данный метод состоит в декомпозиции большой проблемы на более мелькие подпроблемы, и по парным сравнениям данных подпроблем [15, 16, 17]. Такой способ решения исходит из способности людей думать, определеять события и установаливать связи между ними.
На начальной этапе необходимо определить цель, критерии и альтернативы (методологии):
1. Целью, будет являться определение средства разработки адаптивного электронного курса.
2. Основные критерии выбора средства разработки ЭК для предприятия:
1) средство должно содержать полный набор правил и инструкций по работе с курсом – документирование (К1);
2) средство должно быть адаптируемым к различным операционным системам, браузерам – требование к установке (К2);
3) средство должно обеспечивать минимальные стоимостные затраты на внедрение ЭК – стоимостные затраты (К3);
4) средство должно удовлетворять всем требованиям заказчика на всем пути ЖЦ – требования заказчика (К4).
3.Определение альтернатив (методологий)
1) Course Lab 2.4 (М1);
2) Zelner (М2);
3) Smart Builder (М3).
Далее необходимо определить приоритетность критериев (суждения). Согласно шкале субъективных суждений сравнения критериев, представленной ниже, определяем приоритеты критериев (суждения) (табл. 1).
Таблица 1 – Шкала относительной важности
Шкала | Значение |
1 | А и В одинаково важны |
3 | А незначительно важнее, чем В |
5 | А значительно важнее В |
7 | А явно важнее В |
9 | А по своей значительности абсолютно превосходит В |
2, 4, 6, 8 | 2, 4, 6, 8 Промежуточные значения. |
Затем составляем матрицы попарных сравнений для альтернатив по каждому критерию. Сводные данные по весам каждого критерия для каждой альтернативы представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Матрица парных сравнений критериев
Таблица 3 – Матрица попарных сравнений альтернатив по критериям
Диаграмма результатов вычислений по методу Т. Саати представлена на рисунке 1 и таблице 4.
Рисунок 1– Диаграмма, иллюстрирующая результаты попарного сравнения альтернатив по критериям
Таблица 4 – Комбинированный весовой коэффициент
Анализ фаз, этапов каждой из представленных основ показал, что из средств для разрабатываемого ЭК наилучшим образом при учете всех факторов подходит средство Course Lab 2.4.
Далее в СППР «Выбор» определим наиболее подходящую методологию внедрения. Методологии, из которых происходит выбор:
- MSF – предлагает проверенные методики для планирования, проектирования, разработки и внедрения успешных IT-решений;
- Oracle – методология Oracle AIM представляет собой детальное описание задач, выполняемых в ходе проекта, с указанием последовательности их выполнения и ответственных ролей проектной группы;
- TKB от 1С – методология необходима для выполнения задач, отражающих интересы создателя программного обеспечения.
Рисунок 2 – Результат вычислений
Из данных расчетов следует, что выбор методологии внедрения с помощью аналитической системы, основанной на методе анализа иерархий, завершен в пользу MSF.
На сегодняшний день предприятие не имеет права развивать проект без применение методик выбора ИТ – решений, на примере метода Томаса Саати мы определились со средством проектирования, а также методологией внедрения, которые подходят конкретно под наш проект, что позволит предприятию избежать как финансовых, так и временных рисков, при построение стратегии разработки и внедрения нового проекта.
Библиографический список
- Белоусова И.Д., Курзаева Л.В., Новикова Т.Б. О разработке методики и алгоритмов прогнозирования оценок эффективности и качества решения задач управления в образовании // Наука и современность : сб. статей Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 25-27.
- Ганин М.А., Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б. Система мониторинга Zabbix // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 12 (20). С. 9.
- Зайцева Н.А. Курзаева Л.В. Культура использования ИТ-технологий в организациях с распределенной территориальной структурой // Государство, общество, образование в контексте цивилизационного подхода коллективная монография. НОУ ВПО «Институт бизнеса, психологии и управления»; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». – Чебоксары, 2015. – С. 65-68
- Курзаева Л.В., Новикова Т.Б. К вопросу о разработке моделей и алгоритмов интеллектуальной поддержки принятия решений в системе адаптивного управления образованием // Наука и современность : сб. статей Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 82-84.
- Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Лактионова Ю.С., Петеляк В.Е. Применение метода попарных сравненийдля определения значения функции принадлежности нечеткой переменнойв задачах управления социально-экономическими системами // Заметки ученого. 2015. Т. 1. № 5-1 (5). С. 87-89.
- Лисьев Г.А., Попова И.В. Технологии поддержки принятия решений. ‑ Москва, 2011. – 133 с.
- Махмутова М.В., Белоусова И.Д., Агдавлетова А.М. Организация воспитательной и профориентационной работы со студентами направления «прикладная информатика» в процессе организации и контроля учебных и производственных практик // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 2. № 1. С. 152-155.
- Махмутова М.В., Новикова Т.Б., Вдовина Е., Петинова С. Моделирование бизнес-процесса с использованием диаграмм для решения и постановки задач управления на примере предметной области «Организация рекламной деятельности студии танца» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 (56). С. 774-779.
- Назарова О.Б., Новикова Т.Б., Петеляк В.Е. К вопросу разработки диаграммы «архитектура системы – ASD» : В сборнике: Современная наука: теоретический и практический взгляд Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 75-77.
- Новикова Т.Б. Интернет-представительство в формировании имиджа образовательного учреждения // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2010. № 9. С. 49-51.
- Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009
- Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009
- Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Иванченко А.Е., Игнатова Т.А. Подходы к организации обучения в рамках массовых открытых онлайн курсов // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12 (56). – С. 355-360.
- Попова И.В. Разработка приложений: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности “Прикладная информатика (по областям)” и другим экономическим специальностям ; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО “Магнитогорский гос. ун-т”. Магнитогорск, 2005. – 184 с.
- Сильвестрова О.В., Новикова Т.Б. Автоматизация бизнес-процессов медицинского учреждения в рамках проекта «Электронная Россия» // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 (19). С. 4.
- Чернова Е.В., Попова Е.В., Попова И.В., Зленко И.В. Обеспечение безопасности системы информационно-аналитической поддержки научных исследований // Программные продукты и системы. 2009. № 4. С. 14.
- Чусавитина Г.Н., Зеркина Е.В., Попова И.В. Риски использования e-learning в процессе подготовки ИТ-специалистов // Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Прикладная информатика» на основе инновационных технологий и E-Learning III Российская научно-методическая конференция. 2007. С. 264-271.