В данной статье будут рассмотрены только основные процессы работы банка, связанные с обслуживанием клиентов.
В качестве примера для анализа и разработки диаграммы приведем общую организационную схему характерную для банков .
Красным цветом на схеме отмечены отделы банка, работа сотрудников которых непосредственно связана с обслуживание клиентов.
Рис.1. Общая организационная схема Банка.
На рисунке 2 представлена общая схема работы банка с клиентом.
Рис.2. Общая структурная схема работы банка с клиентом.
В общую схему работы банка с клиентом входят такие процессы как [1, 2]:
· открытие счета;
· закрытие счета;
· обслуживание клиента ( Перевод наличных с одного счета на другой, замена карты и тд.);
· проверка правоспособности клиента на получение кредита;
· оформление кредита физ. и юр. лиц;
· выплата заработной платы клиента на банковскую карту;
· приобретение клиентом векселя Банка.
Рассмотрим более подробно каждый из данных процессов:
Процесс обслуживания клиента:
Рис.3. Структурная схема процесса обслуживания клиента Банка.
На данной схеме представлены сразу 2 взаимосвязанных процесса, открытие счета в Банке клиентом и непосредственное обслуживание клиента. [3, 4] Входными данными мы имеем потенциального клиента Банка и пакет документов, которые передаются в отдел УКО для проверки на открытие счета. Далее копия пакета документов передается для более подробной и точной сверки на наличие некорректных или ложных данных в юридический, валютный отделы, отдел безопасности и отдел противодействию легализации. Так же в качестве обязательных документов для проверки, в отдел противодействию легализации и валютный отдел передаются платежные документы клиента [5, 6].
Если по завершению проверки пакета документов клиента никаких нарушений не обнаружено, все вышеперечисленные отделы составляют отчеты по принятию положительного решения и передают их в отдел кассовых операций, где уже происходит процесс обслуживания клиента (Перевод наличных с одного счета на другой, замена карты и тд.) [7].
Процесс проверки правоспособности клиента на получение кредита:
Рис.4. Структурная схема процесса проверки правоспособности клиента на получение кредита .
На данной схеме представлен процесс проверки правоспособности клиента на получение кредита. Банк имеет возможность обслуживать как физических, так и юридических лиц.
В качестве входных данных мы имеем заявку на получение кредита от клиента или представителя клиента и пакет правоустановительных документов, который передается в зависимости от вида кредитования либо в отдел коммерческого, либо розничного кредитования.
После оформления заявки на получение кредита в юридический отдел передается служебная записка о проверки возможности заключения кредитного договора, клиентский пакет правоустановительных документов и заявление на получение кредита. В юридическом отделе проходит процесс проверки правоспособности клиента.
Если никаких нарушений нет, то обратно в отдел кредитования передается заключение о правоспособности клиента, отчет юридического отдела по результатам проверки документов и уведомление о сроках кредитования.
Процесс оформления кредита физ. и юр. лиц.:
Рис.5. Структурная схема процесса оформления кредита физ. и юр. лиц.
Следом за проверкой проверки правоспособности клиента на получение кредита идет процесс кредитования. Полученные ранне из юридического отдела документы переадются в отеды коммерческого/розничного кредитования, где производится документальное офрмление кредита (составление кредитного договора), открытие ссудного кредита и учет обспечения кредита.
Далее кредитный договор передается в 2 экземплярах в кредитное управление, а именно бюро кредитных историй, где заносятся данные о клиенте в БД Банка и происходит хранение кредитной истории, и клиенту/представителю клиента на руки.
Процесс проведения операции по приобретению векселя Банка:
Процесс проведения операции по приобретению векселя Банка:
Процесс проведения операции по приобретению векселя состоит их 2 основных процессов: Процесс ознакомления с условием выпуска и оплаты векселей Банка клиентом и непосредственного приобретения векселя.
В качестве входных данных мы имеем клиента Банка и пакет сопроводительных документов, а именно письмо на покупку векселя произвольной формы, платежные поручения, копия паспорт получателя векселя, доверенность, которые передаются в отдел УКО для формирования заявки на приобретение векселя.
Документы клиента отправляется в отдел кассовых операций ( Бюро открытия счетов), где производится обслуживание клиента ( проверка пакета документов, проведение выплаты векселя).
Рис.6. Структурная схема процесса проведения операции по приобретению векселя Банка.
Процесс оплаты труда клиента с применением ЭСК или банковских карт.
Данный процесс включает в себя ознакомления клиента с основными услугами по переводу заработной платы на свой счет с применением ЭСК или банковских карт.
От клиента передается договор банковского обслуживания на перевод заработной платы на лицевой счет сотрудника в отдел управления клиентских отношений. Параллельно с этим из бухгалтерского отдела с места работы клиента Банка передаются в отдел управления клиентских отношений заверенный список сотрудников для перевода заработной платы на лицевой счет, который ранее был проверен и заверен бухгалтерским отделом
Банка клиента.
Рис.7. Структурная схема процесса выплата заработной платы клиента с использованием электронных сберегательных книжек или банковских карт.
В отделе управления клиентских отношений производится обработка договора банковского обслуживания клиента, подпись договора, изготовление банковской карты или электронной сберегательной книжки и непосредственно операция ежемесячного зачисления на банковскую карту или электронную сберегательною книжку денежных средств клиента Банка.
Библиографический список
- Давлеткиреева, Л. З. Информационно-предметная среда в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в университете: монография/Л. З. Давлеткиреева; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО “Магнитогорский гос. ун-т”. -Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун-т, 2008. -141 с. -ISBN 978-5-86781-606-3 6. Давлеткиреева, Л.3. Информационно-предметная среда как средство профессиональной подготовки будущих специалистов в университете. Дис.. канд. пед. наук Текст./Л.3. Давлеткиреева. Магнитогорск, 2006. -184 с.
- Давлеткиреева, Л.З. Индивидуальная траектория профессиональной подготовки ИТ-специалистов при переходе на стандарт третьего поколения [Текст]: Перспективы развития информационных технологий/Л.З. Давлеткиреева, Г.Н. Чусавитина. -2011. -№ 5. -С. 22-27.
- Давлеткиреева, Л.З. Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании: опыт проведения ежегодной одноименной Интернет-конференции-конкурса/Л. З. Давлеткиреева, И. К. Скокова//Современные информационные технологии и ИТ-образование : сб. избранных трудов IX Международной научно-практической конференции. Под ред. проф. В. А. Сухомлина. -М.: ИНТУИТ.РУ, 2014. -957 с. -C. 573-586.
- Курзаева Л.В. Инструменты сопряжения требований системы профессионального образования и рынка труда к конкурентоспособности ИТ-специалиста [Текст] / Л.В. Курзаева // II Всероссийская научно-практическая конференция “Информационные технологии в образовании XXI века (ИТО-XXI)”: сборник научных трудов. Т1. – М.: НИЯУ “МИФИ”, 2012. – с. 37 – 40
- Курзаева Л.В. Организационно -педагогические условия развития конкурентоспособности будущих ИТ -специалистов/Л.В. Курзаева, Л.И. Савва//Сибирский педагогический журнал. -Новосибирск, 2008. -№7. -С. 53 -63
- Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г., Захарова Т.В. К вопросу о разработке рамки квалификаций и профессиональных стандартов в интегративных средах (на примере информатики и образования) [Электронный ресурс]/ Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова, Т.В. Захарова //Гуманитарные и социальные науки. 2012. – № 4. - Режим доступа: http://www.hses-online.ru/2012/04/13_00_08/24.pdf (дата обращения: 25.12.2013)
- Овчинникова И.Г. Оценка эффективности образования личности вуза [Текст] / И.Г.Овчинникова, В.А. Беликов, Л.В.Курзаева //Социальное партнерство в профессиональном образовании : материалы всероссийской науч.-практ. Конф., Магнитогорск, 12 янв.2010 г. – Магнитогорск : МГППК, 2010. – с.178-187.