Основной целью создания системы МФЦ (Многофункциональный центр) является реализация принципа «одного окна», когда гражданин имеет возможность исключить необходимость получать справки в других инстанциях. От гражданина требуется только заполнить заявление, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники Многофункционального центра и соответствующие муниципальные органы власти.
МФЦ позволяют гражданам получать различные услуги в одном месте и не взаимодействовать при этом с другими органами непосредственно. Этот подход позволяет минимизировать моральные, материальные и временные издержки, в связи с чем, популярность данной системы растет в геометрической прогрессии.
Такая процедура, как замена или получение паспорта в данной системе, доступна фактически для всех граждан РФ, за исключением категории граждан – допустивших просрочку замены паспорта, потерявших паспорт, не имеющих регистрации по месту обращения. Если срок действия паспорта истек – вы с легкостью можете обратиться в МФЦ.
Такая процедура, как замена или получение паспорта в данной системе, доступна фактически для всех граждан РФ. Если паспорт был утерян или срок его действия истек – вы с легкостью можете обратиться в МФЦ.
Процедура по замене паспорта длится 10 дней, со дня подачи заявления. Как только бланк вашего паспорта будет готов, вас пригласят для его получения в УФМС.
Для того, чтобы наглядно посмотреть процесс подачи и выполнения заявки на получения паспорта, функции и обязанности отдела приема выдачи документов , выявить узкие места бизнес-процесса, существует большое множество различных методологий для построения разного рода диаграмм. В этой статье я хочу рассмотреть диаграммы с помощью методологии ARIS [1, 2]
Среди множества возможных диаграмм описания и анализа бизнес-процессов можно выделить:
- eEPC - модель событийного процесса;
- VAD – диаграмма, бизнес-процессов верхнего уровня.
- FTA- дерево отказов, происшествий, последствий, нежелательных событий
Модель eEPC используют для описания процедур и регламентов после обследования деятельности организации. Диаграмма строится по принципу последовательности событий при организации бизнес-процесса. Диаграмма позволяет наглядно показать как последовательность выполняемых действий, так и документы, сопровождающие каждый из процессов с теми, кто их выполняет [3]. Пример eEPC диаграммы бизнес-процесса «Процедура получения паспорта» представлена на рисунке 1-2.
В процессе обработки заявления на получение паспорта участвует МФЦ . На рисунке 1 представлено множество документов, сопровождающих данную сделку. Основные документы: недействующий паспорт, свидетельство о рождении, заявление на подачу и тд. Процесс начинается с подачи заявления в МФЦ на получение паспорта, в процессе выполняется обращение клиента в МФЦ, сбор документов, анализ поданных документов, изготовление и выдача паспорта.
Рисунок 1-eEPC диаграмма процесса “Процедура получения паспорта”
Рисунок 2- Диаграмма VAD бизнес-процесса “Процедура получения паспорта”
Рисунок 3- Дерево ошибок «Паспорт не был изготовлен и не доставлен в сроки», «Отказ клиента от паспорта»
Диаграммы eEPC, VAD максимально точно и эффективно отобразили рассматриваемый бизнес- процесс «Процедура получения паспорта». В свою очередь в модели «Дерево ошибок» подробно описаны возможные сбои при работе специалиста при оформлении паспорта. Информация данной статьи будет использована при написании дипломной работы.
Библиографический список
- Назарова О.Б., Давлеткиреева Л.З., Масленникова О.Е. Формирование компетенций ИТ-специалиста в области информационных систем по образовательной программе «Прикладная информатика» с привлечением вендеров//Прикладная информатика. -2013. -№2(44) -146 с. -С.49-57.
- Сухомлин В.А., Давлеткиреева Л.З., Андропова Е.В., Иванов Н.Е., Якушин А.В. Интернет-конференция-конкурс как технология сбора лучшей практики и творчества преподавателей//Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. -2012. -№ 4. -С. 78 -90.
- Чусавитина Г.Н. Подготовка будущих ИТ-специалистов в области обеспечения интероперабельности электронной науки и образования /Г.Н. Чусавитина, Л.З. Давлеткиреева, О.Е. Масленникова//Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: Cб. статей/под ред. Г.Н.Чусавитиной, Л.З. Давлеткиреевой. -Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, 2012. -С. 132-140. -Библиогр.: с. 140. -200 экз. -ISBN 978-5-86781-982-8.