Выпускники вузов, впервые оказавшиеся на рынке труда, вступают в конкурентную борьбу. Объектом борьбы является престижное место, хорошая оплата труда и другое. Несомненно, исход борьбы зависит от уровня конкурентоспособных качеств самого выпускника (коммуникативность, адаптивность), уровня его профессиональной подготовки, а также от того, какие требования предъявляет к нему работодатель (это может быть и владение конкретной технологией, и возрастной ценз, и прочее) и насколько емок сам рынок труда. Вопросам конкурентоспособности посвящено очень много исследований [1-12]. Изучив их, была построена диаграмма Исикавы.
Рисунок 1- Диаграмма причин, факторов Исикавы
Вес факторов был определен на основе экспертной оценки, описанной в [13].
Дальнейший анализ произведем с использованием диаграммы Парето, подробно описанной в . Она поможет установить наиболее важные факторы рассматриваемой проблемы и расставить акценты в распределении усилий по ее разрешению.
Для построения диаграммы был построен ряд накопленных частот. Итоговая диаграмма представлена на рисунке 2.
Рисунок 2- Диаграмма Парето
Полученная диаграмма демонстрирует, что наиболее важными являются два фактора: «Малое количество рабочих мест”, «Завышенные требования работодателя”. Они несут в сумме негативный эффект равный 24,64%. Факторы второго уровня важности: “Востребованность профессии”, ”Отсутствие дополнительного образования”, ”Семейное положение”, ”Ограничение по возрасту, полу”, ”Способность к усвоению нового материалы”, ”Коммуникабельность”, Низкая адаптивность”, ”Престижность вуза”, ”Отсутствие опыта работы”.
В сумме с первыми они составляют 82,94%, и последнее два не являются значимыми для рассматриваемой проблемы.
Библиографический список
- Овчинникова И.Г. Оценка эффективности образования личности вуза / И.Г.Овчинникова, В.А. Беликов, Л.В.Курзаева //Социальное партнерство в профессиональном образовании : материалы всероссийской науч.-практ. Конф., Магнитогорск, 12 янв.2010 г. – Магнитогорск : МГППК, 2010. – с.178-187.
- Курзаева Л.В. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов/Л.В. Курзаева, Л.И. Савва//Сибирский педагогический журнал. -Новосибирск, 2008. -№7. -С. 53 -63
- Курзаева Л.В. Инструменты сопряжения требований системы профессионального образования и рынка труда к конкурентоспособности ИТ-специалиста / Л.В. Курзаева // II Всероссийская научно-практическая конференция “Информационные технологии в образовании XXI века (ИТО-XXI)”: сборник научных трудов. Т1. – М.: НИЯУ “МИФИ”, 2012. – с. 37 – 40
- Курзаева Л.В. Международный опыт управления качеством образования на основе рамочных структур/Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова // «Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории»: материалы VI международной заочной научно -практической конференции. Часть II (17 октября 2012 г.). -М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012. -С. 51-56.
- Белоусова И.Д., Курзаева Л.В., Новикова Т.Б. О разработке методики и алгоритмов прогнозирования оценок эффективности и качества решения задач управления в образовании // Наука и современность : сб. статей Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 25-27.
- Курзаева Л.В., Новикова Т.Б. К вопросу о разработке моделей и алгоритмов интеллектуальной поддержки принятия решений в системе адаптивного управления образованием // Наука и современность : сб. статей Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 82-84.
- Шелеметьева В.А., Курзаева Л.В. К вопросу о комплексном использовании методов принятия решений в социально-экономических системах (на примере проблемы безработицы среди молодежи) // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 1 (53). – С. 242-244.
- Курзаева Л.B. Развитие конкурентоспособности будущих специалистов по информационным технологиям в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08.Магнитогорск, 2009.
- Чусавитина Г.Н.. Повышение конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города : монография. Под ред. Г.Н. Чусавитиной. -Магнитогорск: МаГУ, 2010. -158 с
- Курзаева Л.В. Введение в теорию систем и системный анализ: учеб. пособие/Л.В. Курзаева. -Магнитогорск: МаГУ, 2015. -211 с
- Курзаева Л.В. Введение в анализ данных с использованием информационных технологий: учеб. -метод. пособие/Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова. -Магнитогорск:МаГУ, 2012. -60 с.
- Курзаева Л.В. Статистические инструменты качества в управлении образованием. Практикум: учебно-методическое пособие / Магнитогорск, 2015.
- Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г Управление качеством образования и современные средства оценивания результатов обучения : учебно-методическое пособие / Москва, 2015.