Действующее отечественное законодательство позволяет обучать контрактных управляющих полностью в дистанционной форме, что обуславливает применение информационных технологий. Этой возможностью воспользовались сотни учебных заведений по всей стране, многими из которых совершаются типичные ошибки в ходе осуществления удалённого образовательного процесса.
Все эти ошибки можно квалифицировать на два типа:
1) технические,
2) организационно-правовые.
Рассмотрим типичные технические ошибки применения информационных технологий в дистанционном обучении контрактных управляющих.
1. Затачивание дистанционной системы под один браузер, чаще всего Internet Explorer и, как следствие, невозможность нормального дистанционного обучения с использованием других браузеров. Эта проблема становится абсолютно критичной, когда у пользователя на операционной системе установлен Windows 10, который, как известно, не поддерживает Internet Explorer.
Затачивание дистанционной системы под один браузер является следствием либо антиклиентской политики учебного заведения, либо крайней непродуманности всего процесса обучения с использованием информационных технологий.
2. Установление обязательных, нередко завышенных технических требований для компьютеров слушателей. Завышенные технические требования являются, как правило, следствием наспех и криво созданной дистанционной системы, потребляющей избыточно большой трафик.
3. Абсолютно невнятный, не имеющий естественной логики интерфейс личного кабинета или закрытой части дистанционной системы с использованием зашифрованной терминологии, затрудняющей понимание, где находятся учебные материалы, какая последовательность их изучения, где находятся тесты и т.д.
4. Отсутствие личного кабинета как такового, вместо которого слушатель получает доступ в закрытую часть, в которой слушателю приходится каждый раз искать свой курс, свои учебные файлы, свои тесты и т.п. Другие неудобства отсутствия явной привязки аккаунта к личному делу слушателя: неочевидность сроков завершения обучения, дат промежуточных испытаний, необходимость ручного подтверждения лично пройденных тестов и т.п.
5. Сложная процедура входа в личный кабинет (закрытую часть сайта), при которой приходится неоднократно вводить пару логин/пароль.
6. Отсутствие онлайн тестирования, необходимость распечатывать онлайн тесты и подписывать их вручную и т.п.
А теперь охарактеризуем типичные правовые ошибки в организации дистанционного обучения контрактных управляющих.
1. Отсутствие дистанционного обучения как такового: вместо доступа к достаточному количеству постоянно обновляемой учебной и справочной информации на портале учебного центра на емэйл слушателя единомоментно присылается сравнительно небольшой пакет информации.
2. Отсутствие индивидуального графика обучения, вместо которого навязывается обучение по расписанию учебного заведения, то есть слушателя обременяют необходимостью заходить в дистанционную систему в строго опредёленные дни и в строго отведённые часы, за пределами которого дистанционная система не доступна. Тем самым дистанционное обучение превращается в некое закулисье аудиторного обучения, а право слушателя на обучение без отрыва от производства грубо нарушается.
3. Отсутствие собственного дистанционного обучения: вместо доступа к собственным информационным ресурсам, учебный центр направляет слушателей к порталу некоего партнёра. Возникает вопрос: а не проще ли слушателю учиться у партнёра?
4. Установление излишних формальностей для приёма сообщений от слушателя и ответов на его вопросы и, как следствие, не выполнение законодательных требований о своевременном и постоянном консультировании слушателя по всем вопросам обучения на всём протяжении обучения. Нередко куратор (тьютор) прикрепляется к слушателю только ради излишней бюрократизации для того, чтобы усложнить право слушателя на консультирование. На практике это происходит так: слушатель отправляет вопрос на тот емэйл, с которого он получил логин и пароль. Ему не отвечают. Он не оставляет попыток получить ответы и не только пишет на все известные ему емэйлы, но и звонит на все доступные телефоны учебного центра. Наконец ему сообщают, что он обращается не по адресу и обратиться следует к куратору (тьютору), контактные данные которого мелким шрифтом написаны в середине 10-страничной инструкции.
5. Крайне скудная база нормативно-правовых законов, которая нередко ограничивается ГК РФ, Законом 44-ФЗ и двумя-тремя подзаконными актами. В подготовке контрактных управляющих знание законодательства о закупках является решающим для квалификации специалиста в сфере закупок. Поэтому дистанционная система должна давать доступ к максимально большому количеству нормативно-правовых актов, регламентирующих закупки для государственных и муниципальных нужд, – не менее 100 актуальных актов.
6. Навязывание слушателям необходимости прослушивать аудио- и просматривать видеоматериалы. Чаще всего учебные заведения пытаются обязать слушателей просматривать онлайн вебинары, проводимые строго по расписанию. Это обременение следует оценивать как нарушение гражданских прав учащихся, которые в случае платного и тем более дистанционного обучения вправе самостоятельно определять, как им удобнее изучать учебный материал.
7. Закрытый доступ онлайн тестирования, при котором слушатель, прежде чем пройти тестирование, должен сначала запросить разрешение у своего куратора.
8. Отсутствие инструкции о пошаговом завершении обучения либо изложенная чересчур невнятно. Обучающиеся дистанционно не посещают установочную сессию (лекцию), поэтому они нуждаются в разъяснении порядка завершения обучения. Однако многие учебные учреждения либо не удосуживаются предоставить слушателю пошаговую инструкцию, либо присылает ему многостраничный текст, который на 80% состоит из явной или скрытой саморекламы, 15% из слов «дорогой слушатель», «уважаемый коллега» и т.п., остальные 5% – та самая важная информация – раскиданы по всему тексту. Между тем пошаговый порядок завершения обучения можно уместить на одной, первой странице инструкции, тем самым сэкономив время не только слушателя, но и всех сотрудников учебного заведения, ответственных за общение с клиентами.
Таким образом, в ходе реализации дистанционного обучения контрактных управляющих учебными центрами совершаются типичные технические и организационно-правовые ошибки: привязка к одному браузеру; установление технических требований для устройств; отсутствие личного кабинета; сложная процедура входа; отсутствие онлайн тестирования либо закрытый доступ к нему; невнятный интерфейс; отсутствие индивидуального графика обучения; отсутствие дистанционного обучения как такового либо собственного; крайне скудная база нормативно-правовых законов; навязывание аудио- и видеоконтента; установление излишних формальностей; отсутствие инструкции о пошаговом завершении обучения.