В течение прошедшего 2016 года произошло много происшествий. Более 50 чрезвычайных случаев зафиксировано в лифтах. Многие люди погибли из-за плохого обеспечения эксплуатации лифтовых шахт. Вот несколько примеров:
- 14 января 2016г., город Москва – элитное многоэтажное здание «Алые паруса», обрыв троса – погибла женщина, 2-е детей остались без матери.
- 3 июня 2016г., город Москва – многоэтажный бизнес цент «Офис Плаза», сорвался трос – погиб один человек (лифтер, который чинил лифт).
- 23 сентября 2016г., город Москва – 19 этажное строящееся здание, лопнул трос – 5 человек погибли.
- 5 октября 2016г., город Москва – с 5 этажа сорвался строительный лифт люлька – в момент падения на ней находился 1 рабочий, который был госпитализирован с многочисленными ушибами в районе спины. Причина: непригодный трос.
- 15 ноября 2016г., город Воронеж – 9 этажное здание, обрыв троса, свободное падение с 3 этажа – 1 пострадавший с многочисленными ушибами.
- 29 ноября 2016г., город Рязань – 9 этажное здание, лопнул трос, в лифте находилась женщина с маленьким ребенком, ребенок не пострадал, женщина с многочисленными ушибами и сотрясением мозга.
Все эти ужасные последствия были вследствие невыполнения норм браковки грузоподъемных тросов. После Мосжилинспекция выявила более 200 нарушений технического состояния лифтового оборудования, в том числе найдены нарушения отбраковки грузолюдских тросов.
Для безопасной и надежной эксплуатации грузолюдских лифтовых канатов ввели правила осмотра состояния каната – отбраковка. Отбраковка помогает нам выявить пригодность каната к использованию. Если канат не проходит отбраковку по ГОСТ 3241-80, то использование его по назначению запрещено. Отбраковка происходит по следующим пунктам:
1. Коррозия троса:
1.1. внутренняя;
1.2.поверхностная;
2. износ:
2.1.внутренний;
2.2.поверхностный;
3. Разрыв прядей;
4. Число и характер обрыва проволок троса, так же учитывается наличие обрывов проволок на концевых заделках;
5. Обрывы и смещения проволок каната крестовой свивки.
Канат так же может быть отбракован, без видимых обрывов проволок, если его диаметр меньше из-за поврежденного сердечника. Сердечник может быть поврежден вследствие: разрыва, обмятия или внутреннего износа. Определяют износ и коррозию проволок с помощью микрометра.
Рис. 1 .Прибор «Микрометр»
При обнаружении в оборванных прядей канат исключается из дальнейшей работы. Так же канат не допускается к эксплуатации если не совпадают направления проволок, не равные шаги свивки каната.
Не пригодны для использования грузолюдские канаты, если обнаружены такие дефекты как:
- Залом;
- Перегиб;
- Местное увеличение диаметра;
- Раздавливание;
- Перекручивание;
- Коррозия;
- Выдавливание сердечника;
- Расслоение прядей;
Для сохранения эксплуатационных свойств грузолюдских канатов необходимо выполнять технические требования, упаковку, транспортирование, правила приемки и хранения, которые указаны в ГОСТ 3241-91
Вывод: Для обеспечения безопасности жизни людей и повышения качества лифтового обслуживания, требуется выполнять отбраковку канатов, проверять их на наличие обрывов и коррозии, обеспечивать полноценное хранение и транспортирование во избежание дальнейших повреждений. Так же следует проверять канаты во время эксплуатации на отсутствие дефектов. Только так можно сохранить множество жизней и обеспечить безопасное перемещение людей в зданиях.
Библиографический список
- «Строительные материалы» В. Г. Микульский, В.Н. Куприянов, Г. П. Сахаров; Москва 2000г.
- «Строительные материалы» А. Г. Домокеев; Москва «Высшая школа» 1989г.
- «Строительные материалы» Г. И. Гончаров, Ю. Н. Баженов Москва «Стройиздат» 1986г.