В настоящее время организация и ведение работы со школьниками и абитуриентами становится одним из приоритетных направлений деятельности вузов.
В рамках профориентационной работы с абитуриентами проводятся различные мероприятия: дни открытых дверей, ярмарки направлений подготовки, представление которых может проводиться с использованием средств массовой информации (СМИ). Всё чаще для продвижения различных направлений подготовки применяют информационные технологии, различные информационные ресурсы. Примером реализации такого проекта может стать видеоролик с участием выпускников конкретного направления «Прикладная информатика», проживающих в разных городах и даже странах. Задумывая такой проект, мы ставили своей целью повысить интерес будущих абитуриентов к прикладной информатике.
По результатам опроса было выявлено, что по окончанию учебного заведения 58% выпускников будут владеть практическим опытом для работы по специальности. Вузы обещают трудоустройство только четверти абитуриентов, а помощь в поиске работы лишь каждому третьему поступающему. Также 42% выпускников считают, что ответственность за обеспечение работой ложится как на выпускника, так и на университет. Результаты опроса представлены на (Рисунке 1).
Мы полагаем, что одним из реальных, «живых» результатов работы выпускающей кафедры является сотрудничество с выпускниками на качественно новом уровне, как с работодателями.
В рамках дисциплины «Проектный практикум» мы проводим профориентационную работу с абитуриентами путём создания различных проектов. Было рассмотрено множество вариантов, среди которых: создание сайта, реклама на щитах, страничка в Instagram*, группа в ВКонтакте и создание видео-ролика. В результате рассмотрения ИТ-решений мы пришли к выводу, что наиболее интересным будет создание видео-ролика, размещение которого на различных информационных ресурсах будет способствовать повышению рейтинга направления «Прикладная информатика».
Наш проект состоит из нескольких этапов: выбор бизнес-процесса («глагола»), составление списка возможных ИТ-решений для реализации бизнес-процесса, выбор ИТ-решения (видеоролик), поиск списка выпускников, разработка сценария, поиск оборудования, связь с выпускниками, ведение статистики выпускников, разработка диаграммы eEPC, разработка диаграммы Исикава, интервьюирование выпускников, монтаж видеоролика, благодарность выпускникам за помощь, написание отчета о проделанной работе, защита проекта, сдача экзамена.
На этапе выбора «глагола» мы остановились на формулировке «пообещать абитуриенту». Далее мы составили список ИТ-решений ИТ-решений для реализации бизнес-процесса и остановились на видеоролике. Весь список вы можете увидеть на диаграмме eEPC (Рисунок 4). На этапе «Поиск списка выпускников» мы обратились к преподавателям выпускающей кафедры за базой выпускников. Далее мы связались с выпускниками через социальную сеть «ВКонтакте». Из 100 процентов опрошенных 45% работают по специальности, 36% работают не по профилю, 19% не ответили на сообщение. Статистика представлена на (Рисунке 2).
Для достижения поставленной цели были выделены ряд значимых факторов: Команда, Выпускники, Оборудование, Финансы, представленных с помощью диаграммы Исикавы (Рисунок 3). Диаграмма Исикавы – модель, помогающая наглядно показать причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов.
Для детального представления реализации всего проекта необходимо выделить ряд функций, которые позволяют точно описать выполнение бизнес-процесса «Пообещать абитуриенту», показать на диаграмме eEPC (Рисунок 4) в графическом виде всех исполнителей, все используемые объекты.
В результате проектной деятельности мы пришли к выводу, что достичь цели повышения рейтинга направления подготовки «Прикладная информатика» можно с помощью нашего проекта. Данный проект будет реализовываться с помощью сети Интернет, также будут проводиться профориентационные мероприятия для школьников, для привлечения на направление прикладная информатика.
*Социальная сеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ.
Библиографический список
- Варфоломеева, Т.Н. Информационная образовательная среда как основа повышения конкурентоспособности выпускников ВУЗА [Текст] / Т.Н. Варфоломеева, И.Н. Мовчан // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: сб. науч. ст. Магнитогорск, 2012. – С. 100-105.
- Вязова Н.В., Назарова О.Б. Использование информационных технологий для повышения эффективности процесса формирования контингента студентов первого курса вуза/Н.В. Вязова, О.Б. Назарова//Новые информационные технологии в образовании. Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2014. С. 538-542.
- Давлеткиреева Л.З. Профессиональная подготовка будущих ИТ-специалистов в рамках информационно-предметной среды: учеб.-метод. пособие. -Магнитогорск: МаГУ, 2006. -86 с.
- Давлеткиреева, Л.3. Информационно-предметная среда как средство профессиональной подготовки будущих специалистов в университете: автореф. дис.. канд. пед. наук/Л. 3. Давлеткиреева. Магнитогорск, 2006. -23 с.
- Масленникова О.Е., Назарова О.Б. Роль и место проектной работы студентов в их профессиональном становлении/О.Е.Масленникова, О.Б.Назарова//Новые информационные технологии в образовании. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2015. -С. 470-474.
- Назарова О.Б. Разработка региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем как научная проблема/О.Б. Назарова//Современные информационные технологии и ИТ-образование, 2014. №10. -С. 651-663.
- Назарова, О.Б. Реализация процессов проекта жизненного цикла системы в соответствии со стандартами ISO/IES 15288:2008 и ISO/IES 12207:2008 //Научные труды SWorld Т. 3/О.Б. Назарова, А.Е. Андрианова. -2010, № 2. -С. 62-66.
- Сапегина В.С., Назарова О.Б. Использование диаграмм OC, EEPC, Исикавы, Дерево узлов, IDEF0, IDEF3 для анализа предметной области «Кредитование физических и юридических лиц»/В.С. Сапегина, О.Б. Назарова//Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 218-228.