УДК 69.05

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ОБРАТНОЙ ЗАСЫПКЕ ПАЗУХ

Кочеткова Майя Владимировна1, Янгуразов Юсеф Равилевич2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, к.т.н, доцент
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студент

Аннотация
Дан анализ вариантов технологических схем при устройстве обратных засыпок, приведены основные машины и оборудование для уплотнения грунтов, рекомендации по производству работ.

Ключевые слова: обратная засыпка, технологическая схема, технологическое проектирование


DEVELOPMENT OF TECHNOLOGICAL SOLUTIONS BACKFILLING SINUSES

Kochetkova Maya Vladimirovna1, Yangurazov Yusef Ravilevich2
1Penza State University of Architecture and Construction, Ph.D., Associate Professor
2Penza State University of Architecture and Construction, student

Abstract
The analysis of variants of technological schemes for the device back fillings, are the basic machinery and equipment for soil compaction recommendations for the production of works.

Keywords: backfilling, flow sheet, technological design.


Библиографическая ссылка на статью:
Кочеткова М.В., Янгуразов Ю.Р. Разработка технологических решений по обратной засыпке пазух // Современная техника и технологии. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2017/02/12356 (дата обращения: 25.07.2023).

Устройство обратных засыпок котлованов и траншей с качественным уплотнением отсыпанных грунтов предотвращает недопустимые осадки и деформации фундаментов, внутренних конструкций зданий, полов и т.п.

Обратные засыпки при строительстве промышленных и гражданских зданий отличаются различной глубиной, формой, наличием сопряжённых с засыпками строительных конструкций. Несмотря на это, в зависимости от особенностей производства работ по отсыпке и уплотнению грунтов, устройство обратных засыпок котлованов и траншей может быть условно подразделено на три характерные группы:

1-относительно свободные территории;

2-пазухи и траншеи;

3-узкие щели.

К относительно свободным территориям следует относить участки внутри зданий с пролётами не менее 12 м при шаге колонн не менее 6 м; траншеи, при ширине их 1,5-2 раза и длине в 8-10 раз превышающих, соответственно, ширину и длину работающих механизмов.

Обратную засыпку в этом случае ведут по первой технологической схеме, предусматривающей постоянную отсыпку грунтов с последующим его уплотнением в основном катками на пневмоколёсном ходу и гружёным автотранспортом.

Возведение обратной засыпки по первой технологической схеме включает подготовку основания, отсыпку, разравнивание отдельных слоёв грунта и его уплотнение.

Грунт обычно доставляют автотранспортом (реже скреперами), а планируют – бульдозерами. Толщина отсыпаемых слоёв зависит от уплотняющей способности механизмов и назначается с учётом данных табл.1 и результатов опытов работ.

В большинстве случаев уплотнять отсыпки целесообразно транспортом, доставляющим грунт, а также катками массой 30-40 т и трамбующими машинами типа Д-471.

Катки движутся с разворотами, а в отдельных местах – челноком. Движение автосамосвалов организуется таким образом, чтобы грунт был равномерно уплотнён.

К пазухам и траншеям относятся выработки, образовавшиеся у стен подземных сооружений, подвалов, приямков, фундаментов, а также траншеи для инженерных коммуникаций и т.п.

Пазухи имеют одну-две вертикальные стены, образованные конструкциями заглубленных частей здания, и две другие – наклонные, соответствующие углу естественного откоса грунтов. Работы  по обратной засыпке ведутся по второй технологической схеме, предусматривающей постоянную отсыпку грунтов слоями толщиной до 2-3 м и уплотнение их тяжёлыми трамбовками.

Для обратной засыпки в нижней части пазух необходимо использовать экскаваторы “драглайн” с укороченными стрелами. При помощи ковша экскаватор вначале очищает пазуху, а затем посредством того же ковша отсыпает и разравнивает слои грунта толщиной 2-2,5м.

Отсыпанный грунт следует уплотнять тем же экскаватором с подвешенной на него трамбовкой диаметром 1,2-1,4 м  массой 2-3 т, при этом уплотнение производится за 6-8 ударов по одному следу.

Диаметр трамбовки назначается в зависимости от ширины пазухи с таким расчётом, чтобы он был меньше ширины пазухи не менее чем на 40-50 см.

Последующие слои грунта, по мере увеличения ширины пазухи. рекомендуется отсыпать бульдозерами или самосвалами с перекрытий туннелей и разровнять бульдозерами. Отсыпанные грунты уплотняют также тяжёлыми трамбовками.

К узким щелям относятся выработки шириной менее 2 м, образованные специальными фундаментами, ростверками, стенами подвалов и туннелей т.п. К щелям следует относить также и засыпанные участки глубоких пазух вдоль стен подвалов и туннелей, где уплотнить грунт тяжёлыми машинами невозможно из-за опасности повреждения конструкций.

Производство работ по третьей технологической схеме включает возведение обратных засыпок в узких щелях путём засыпки грунтов сразу же на всю глубину с последующим уплотнением его грунтовыми сваями с помощью станков ударно-канатного бурения.

Для достижения проектной плотности грунта грунтовые сваи размещают в шахматном порядке по вершинам равностороннего треугольника на расстоянии L, что обеспечивает смыкание зон и образование уплотнённого массива грунта:

L = m • d,

где m – коэффициент, зависящий от пористости природного грунта и требуемой проектом плотности pd,s (табл.1);

d – проектный диаметр скважины, м.

Таблица 1. Значение коэффициента m

Природная

пористость грунта, %

Значение коэффициента m при проектной

плотности pd,s , т/м3

1,65

1,7

55

52

50

48

46

44

1,8

2,0

2,25

2,5

2,75

3,25

1,75

1,92

2,1

2,25

2,5

3,0

Схема расположения грунтовых свай приведена на рис.1.

 

Рис.1

Проектный диаметр скважин d при пробивке их станками ударно-канатного бурения – 0,5 м, при использовании взрыва – 0,4 м.

Массу материала засыпки оптимальной влажности для набивки 1 м длины грунтовой сваи определяют по формуле

M’= Rd •A•pd,s•(1+Ws),

где Rd – коэффициент, обусловленный увеличением диаметра грунтовой сваи при уплотнении материала засыпки для супесей Rd =1,4; для суглинков Rd =1,1;

А – площадь поперечного сечения сваи, м2;

pd,s – плотность сухого уплотнённого грунта в теле грунтовой сваи, равная 1,75 т/м3;

Ws- влажность грунта, отсыпанного в скважину.

Основные машины и оборудование для уплотнения грунтов приведённые в табл.2 [1]. Толщина уплотнённого слоя достигается при оптимальной влажности отсыпаемых грунтов. При уплотнении грунтов с пониженной влажностью, толщина уплотняемых слоёв грунта должна быть снижена на 20-30%.

В процессе постоянной отсыпки грунтов следует учитывать сжатие их при уплотнении, поэтому толщина отсыпаемых слоёв в рыхлом состоянии принимается на 15…20% больше приведённых в табл.2 для глинистых и на 10…15% – для песчаных грунтов.

Таблица  2. Машины и механизмы для уплотнения грунтов

Механизм

Толщина слоя в уплотнённом состоянии, м

Число проходок (удары, трамбовка)

Песчаный, гравелистый

Глинистые

Пневмокатки массой

25 т

40т

0,5

0,6

0,6

0,7

10-12

10-12

Груженные автосамосвалы типа

БелАЗ

КрАЗ

КамАЗ

0,6

0,5

0,4

0,7

0,5

0,4

8-10

10-12

-

Вибрационные катки массой

0,7

1,2

0,3

0,4

2-3

2-3

Самоходные вибрационные (виброударные) машины массой

0,5т

0,5

0,7

1

0,15

0,2

0,3

2-3

2-3

2-3

Тракторы, бульдозеры типа Т-100; Т-140

0,3

0,2

8-10

Подвесные падающие трамбовки:

2,5 т;  Ø 1,2 м

3,5 т;  Ø 1,4 м

4,5 т;  Ø 1,6 м

6,0 т;  Ø 2,0 м

2,2

2,6

3

3,6

2

2,4

2,7

3,2

10-12

-

-

-

Способ уплотнения грунта и тип грунтоуплотняющей машины следует выбирать на основании технико-экономического сравнения вариантов с учетом свойств уплотняемого грунта, требуемой плотности при определенном количестве проходок или ударов грунтоуплотняющих машин, объема, сроков и условий производства работ.


Библиографический список
  1. СП  45.13330.2012 Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87 – М: Минрегион России, 2012
  2. Кочеткова, М.В. Влияние свойств грунта на технологические процессы его переработки  / М.В. Кочеткова, А.Д. Павлова // Вестник ПГУАС: Строительство, наука и образование. – 2016. – №2 .-с
  3. Строительство нулевого цикла многоэтажного здания /Н.И.Гусев, М.В.Кочеткова, Ю.П.Скачков, В.М.Журавлёв. – Пенза: ПГУАС, 2013. – 140с.


Все статьи автора «Кочеткова Майя Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: