УДК 006.72; 625.096; 656.081; 658.518.3; 658.562

АНАЛИЗ МЕСТ СОВЕРШЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ИНЦИДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИАГРАММЫ ПАРЕТО

Талипова Илида Фидаиловна
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
студентка гр. 14УК(б)ОП кафедры метрологии, стандартизации и сертификации

Аннотация
В данной статье рассмотрена возможность применения диаграммы Парето для анализа мест совершения дорожно-транспортных инцидентов (ДТИ). Проведен статистический анализ мест совершения дорожно-транспортных происшествий в Оренбургской области. Выделены ключевые факторы и предложены возможные причины совершения ДТИ по места их локализации.

Ключевые слова: диаграмма Парето, дорожно-транспортное происшествие, дорожно-транспортный инцидент, статистический анализ.


ANALYSIS OF THE TRAFFIC ACCIDENTS LOCATIONS BY USING THE PARETO CHART

Talipova Ilida Fidailovna
Orenburg State University
Student gr. 14UK (b) chair of Metrology, Standardization and Certification

Abstract
This article considers the possibility of applying the Pareto chart for the analysis of places of committing traffic accidents. A statistical analysis of places of traffic accidents in the Orenburg region has been carried out. Key factors are identified and possible reasons for traffic accidents at the place of their location are suggested.

Библиографическая ссылка на статью:
Талипова И.Ф. Анализ мест совершения дорожно-транспортных инцидентов с использованием диаграммы Парето // Современная техника и технологии. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2017/03/12731 (дата обращения: 19.07.2023).

В повседневной жизни каждый из нас в той или иной степени является участником дорожного движения, выступая в роли пешехода, пассажира или водителя. Учитывая тенденцию настоящего времени, выраженную в увеличении количества автотранспортных средств на душу населения при практически неизменной дорожной инфраструктуре, становится очевидным рост возникновения дорожно-транспортных инцидентов (ДТИ) [1].

ДТИ часто путают с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), но согласно ГОСТ Р ИСО 39001-2014 «Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению» дорожно-транспортный инцидент (road traffic incident) – случай, вызванный нарушением в составляющей или внешним способствующим фактором системы дорожного движения [2]. Дорожно-транспортные инциденты включают в себя категорию дорожно-транспортных происшествий, но не ограничиваются ею.

ДТИ происходят по многим причинам, природа которых носит различный характер. Одним из факторов, оказывающих влияние на характер и масштаб дорожно-транспортного инцидента, является место его возникновения.

Под местом ДТИ будем подразумевать район (локализацию) участка дорожной инфраструктуры, где произошел случай нарушения в составляющей системы дорожного движения. В зависимости от принимаемого масштаба локализации места совершения ДТИ, их можно классифицировать следующим образом [3,4]:

1. По типам участков дорог:

- перекрестки;

- перегоны;

- пешеходные переходы;

- мосты, эстакады;

- остановки общественного транспорта;

- железнодорожные (ж/д) переезды;

- тоннели.

2. По административно-территориальными единицам:

- в городах федерального значения;

- в столицах субъектов Российской Федерации;

- в городских округах;

- в административных центрах муниципальных районов;

- в иных городских поселениях;

- в административных центрах сельских поселений;

- в иных сельских поселениях.

3. По муниципальным районам области (35 районов);

4. По категориям дорог:

- дороги регионального или межмуниципального значения;

- федеральные дороги;

- дороги местного значения;

- частные автомобильные дороги;

- платные автомобильные дороги;

- дороги автомобильные необщего пользования.

Удобным инструментом для анализа мест совершения ДТИ является диаграмма Парето, которая позволяет эффективно расставить приоритеты и при необходимости обосновать направленные корректирующие мероприятия. Проанализируем ДТИ по местам совершения с помощью диаграммы Парето (рисунок 1,2,3,4). Синим цветом выделены места группы А (основные причины), голубым – группа Б, белым – группа С [5,6]. Данный анализ, в силу отсутствия статистической информации о дорожно-транспортных инцидентах, проведен на основе данных о дорожно-транспортных происшествиях, опубликованных на официальном портале ГИБДД Оренбургской области [7].

Рисунок 1. Анализ ДТИ за 2017 год по административно-территориальными единицам на основе диаграммы Парето

По диаграмме, изображенной на рисунке 1, видно, основным местом локализации мест ДТИ по признаку «административно-территориальные единицы» является город Оренбург. Данный факт объясняется высокой интенсивностью и плотностью движения, количеством и сложностью пересечения транспортных потоков, высоким коэффициентом загруженности автомобильных дорог.

Рисунок 2. Анализ ДТИ за 2017 год по районам Оренбургской области

На рисунке 2 приведена диаграмма Парето, построена на основе данных о количестве ДТП по районам Оренбургской области. В группу А попадают районы с наибольшей плотностью населения в Оренбургской области, чем и объясняется данная ситуация.

Рисунок 3. Анализ ДТИ за 2017 год по категориям дорог

На рисунке 3 приведена диаграмма, построенная на основе фактора «категория дорого». ДТИ на автомобильных дорогах приходятся на дороги регионального или муниципального значения и федеральные дороги. При этом преобладающим по значимости фактором является категория «дороги регионального и межмуниципального значения», что объясняется высокой интенсивностью и плотностью движения на данных типах дорог.

Рисунок 4. Анализ ДТИ по типам участков дорог [1]

На рисунке 4 приведен анализ мест совершения ДТИ по признаку «тип участка дороги». Группу А составляют перекрестки и перегоны. Большое количество ДТИ на перекрестках объясняется:

- наибольшей сложностью организации движения на данном участке дороги (перекрестках);

-преобладающим количеством таких участков в составе всей дорожной инфраструктуры;

- различием выбранных участниками движения режимами движения на данных участках (перегон) и т.п.

Приведенное исследование позволяет сделать выводы о возможности и целесообразности использования диаграмм Парето в качестве инструмента анализа статистических данных о дорожно-транспортных инцидентах. Кроме того были определены ключевые факторы, влияющие на места совершения дорожно-транспортных инцидентах [8].


Библиографический список
  1. Воробьев, А.Л. Оценка эффективности процесса оформления дорожно-транспортного происшествия методом SWOT-анализа / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина, В.А. Лукоянов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2016. – № 7. – С. 112–116.
  2. Системы менеджмента безопасности дорожного движения. ГОСТ Р ИСО 39001 – 2012. Введ. 2014–10–14. – Москва: Стандартинформ, 2015. – 36 с.
  3. Воробьев, А.Л. Типизация как способ минимизации временных затрат на оформление схемы места совершения дорожно-транспортного происшествия аварийными комиссарами / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина, В.А. Лукоянов // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2015. – № 6-1. – С. 18-24.
  4. Воробьев, А.Л. К вопросу о разработке дерева показателей качества услуг аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, В.А. Лукоянов, Т.В. Климетенко // Сборник материалов Международной научной конференции, посвященной 60-летию Оренбургского государственного университета «Наука и образование: фундаментальные основы, технологии, инновации». – Оренбург: ООО «ИПК Университет». –  2015. – С. 72-74.
  5. Пыхтин, А.В. Статистические инструменты контроля качества: практикум / А.В. Пыхтин, В.А. Лукоянов. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 104 с.
  6. Воробьев, А.Л. Роль знаний о качестве в структуре инженерного образования / А.Л. Воробьев, В.А. Лукоянов // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». – Оренбург: ООО «ИПК Университет». – 2014. – С. 219-221.
  7. Оренбургская область: сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] / «ГУОБДД МВД России». – Режим доступа: http://www.gibdd.ru/r/56/stat/  – (дата обращения: 15.03.2017).
  8. Воробьев, А.Л. Один из путей решения проблемы дорожных заторов методами стандартизации // Материалы международной научно-практической конференции «Наука сегодня: вызовы и решения». Научный центр «Диспут». – Вологда: ООО «Маркер». – 2017. – С. 23-24.


Все статьи автора «ILIDA»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: