В повседневной жизни каждый из нас в той или иной степени является участником дорожного движения, выступая в роли пешехода, пассажира или водителя. Учитывая тенденцию настоящего времени, выраженную в увеличении количества автотранспортных средств на душу населения при практически неизменной дорожной инфраструктуре, становится очевидным рост возникновения дорожно-транспортных инцидентов (ДТИ) [1].
ДТИ часто путают с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), но согласно ГОСТ Р ИСО 39001-2014 «Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению» дорожно-транспортный инцидент (road traffic incident) – случай, вызванный нарушением в составляющей или внешним способствующим фактором системы дорожного движения [2]. Дорожно-транспортные инциденты включают в себя категорию дорожно-транспортных происшествий, но не ограничиваются ею.
ДТИ происходят по многим причинам, природа которых носит различный характер. Одним из факторов, оказывающих влияние на характер и масштаб дорожно-транспортного инцидента, является место его возникновения.
Под местом ДТИ будем подразумевать район (локализацию) участка дорожной инфраструктуры, где произошел случай нарушения в составляющей системы дорожного движения. В зависимости от принимаемого масштаба локализации места совершения ДТИ, их можно классифицировать следующим образом [3,4]:
1. По типам участков дорог:
- перекрестки;
- перегоны;
- пешеходные переходы;
- мосты, эстакады;
- остановки общественного транспорта;
- железнодорожные (ж/д) переезды;
- тоннели.
2. По административно-территориальными единицам:
- в городах федерального значения;
- в столицах субъектов Российской Федерации;
- в городских округах;
- в административных центрах муниципальных районов;
- в иных городских поселениях;
- в административных центрах сельских поселений;
- в иных сельских поселениях.
3. По муниципальным районам области (35 районов);
4. По категориям дорог:
- дороги регионального или межмуниципального значения;
- федеральные дороги;
- дороги местного значения;
- частные автомобильные дороги;
- платные автомобильные дороги;
- дороги автомобильные необщего пользования.
Удобным инструментом для анализа мест совершения ДТИ является диаграмма Парето, которая позволяет эффективно расставить приоритеты и при необходимости обосновать направленные корректирующие мероприятия. Проанализируем ДТИ по местам совершения с помощью диаграммы Парето (рисунок 1,2,3,4). Синим цветом выделены места группы А (основные причины), голубым – группа Б, белым – группа С [5,6]. Данный анализ, в силу отсутствия статистической информации о дорожно-транспортных инцидентах, проведен на основе данных о дорожно-транспортных происшествиях, опубликованных на официальном портале ГИБДД Оренбургской области [7].
Рисунок 1. Анализ ДТИ за 2017 год по административно-территориальными единицам на основе диаграммы Парето
По диаграмме, изображенной на рисунке 1, видно, основным местом локализации мест ДТИ по признаку «административно-территориальные единицы» является город Оренбург. Данный факт объясняется высокой интенсивностью и плотностью движения, количеством и сложностью пересечения транспортных потоков, высоким коэффициентом загруженности автомобильных дорог.
Рисунок 2. Анализ ДТИ за 2017 год по районам Оренбургской области
На рисунке 2 приведена диаграмма Парето, построена на основе данных о количестве ДТП по районам Оренбургской области. В группу А попадают районы с наибольшей плотностью населения в Оренбургской области, чем и объясняется данная ситуация.
Рисунок 3. Анализ ДТИ за 2017 год по категориям дорог
На рисунке 3 приведена диаграмма, построенная на основе фактора «категория дорого». ДТИ на автомобильных дорогах приходятся на дороги регионального или муниципального значения и федеральные дороги. При этом преобладающим по значимости фактором является категория «дороги регионального и межмуниципального значения», что объясняется высокой интенсивностью и плотностью движения на данных типах дорог.
Рисунок 4. Анализ ДТИ по типам участков дорог [1]
На рисунке 4 приведен анализ мест совершения ДТИ по признаку «тип участка дороги». Группу А составляют перекрестки и перегоны. Большое количество ДТИ на перекрестках объясняется:
- наибольшей сложностью организации движения на данном участке дороги (перекрестках);
-преобладающим количеством таких участков в составе всей дорожной инфраструктуры;
- различием выбранных участниками движения режимами движения на данных участках (перегон) и т.п.
Приведенное исследование позволяет сделать выводы о возможности и целесообразности использования диаграмм Парето в качестве инструмента анализа статистических данных о дорожно-транспортных инцидентах. Кроме того были определены ключевые факторы, влияющие на места совершения дорожно-транспортных инцидентах [8].
Библиографический список
- Воробьев, А.Л. Оценка эффективности процесса оформления дорожно-транспортного происшествия методом SWOT-анализа / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина, В.А. Лукоянов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2016. – № 7. – С. 112–116.
- Системы менеджмента безопасности дорожного движения. ГОСТ Р ИСО 39001 – 2012. Введ. 2014–10–14. – Москва: Стандартинформ, 2015. – 36 с.
- Воробьев, А.Л. Типизация как способ минимизации временных затрат на оформление схемы места совершения дорожно-транспортного происшествия аварийными комиссарами / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина, В.А. Лукоянов // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2015. – № 6-1. – С. 18-24.
- Воробьев, А.Л. К вопросу о разработке дерева показателей качества услуг аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, В.А. Лукоянов, Т.В. Климетенко // Сборник материалов Международной научной конференции, посвященной 60-летию Оренбургского государственного университета «Наука и образование: фундаментальные основы, технологии, инновации». – Оренбург: ООО «ИПК Университет». – 2015. – С. 72-74.
- Пыхтин, А.В. Статистические инструменты контроля качества: практикум / А.В. Пыхтин, В.А. Лукоянов. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 104 с.
- Воробьев, А.Л. Роль знаний о качестве в структуре инженерного образования / А.Л. Воробьев, В.А. Лукоянов // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». – Оренбург: ООО «ИПК Университет». – 2014. – С. 219-221.
- Оренбургская область: сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] / «ГУОБДД МВД России». – Режим доступа: http://www.gibdd.ru/r/56/stat/ – (дата обращения: 15.03.2017).
- Воробьев, А.Л. Один из путей решения проблемы дорожных заторов методами стандартизации // Материалы международной научно-практической конференции «Наука сегодня: вызовы и решения». Научный центр «Диспут». – Вологда: ООО «Маркер». – 2017. – С. 23-24.