На сегодняшний день остро стоит проблема управления безопасностью дорожного движения. Большую долю потенциальных угроз составляют аварийные ситуации, которые резко снижают пропускную способность участка дороги, образуя при этом многокилометровые заторы. Значительную часть таких инцидентов составляют мелкие инциденты с незначительным ущербом [1]. Однако незначительный материальный ущерб с точки зрения участников дорожного инцидента не является исчерпывающим последствием происшествия. На рисунке 1 приведена классификация последствий дорожно-транспортных инцидентов (ДТИ) с точки зрения различных субъектов [2].
Рисунок 1 – Классификация последствий ДТИ с точки зрения потребителей [3]
Следует отметить, что приведенный перечень последствий носит вероятностный характер, что означает, что не каждое последствие может проявиться в каждом конкретном случае. Однако в общем массиве данных каждое из них не является единичным и редко встречающимися.
Как видно из рисунка, последствия дорожно-транспортных инцидентов во всем своем многообразии имеют различную природу происхождения и направления влияния.
Поэтому проблема оперативного и эффективного устранения последствий дорожно-транспортных инцидентов в данном свете представляется наиболее актуальной. С целью классификации и ранжирования факторов, влияющих на время ликвидации последствий ДТИ была разработана причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы), представленная на рисунке 2 [3,4].
Рисунок 2 – Причинно-следственная диаграмма «Влияние на время ликвидации последствий ДТИ»
Данная диаграмма, в основу которой положена графическая интерпретация причинно-следственных связей между описываемой проблемой и влияющими факторами, позволяет четко сформулировать и выделить причины возникновения каких-либо событий, скрытых на первоначальных этапах анализа [5]. Также диаграмма Исикавы позволяет учесть и проранжировать если не все, то большинство влияющих факторов. Основными факторами, при разработке диаграммы были выбраны:
– человеческие факторы;
– факторы внешней среды;
– методы оформления последствий ДТИ;
– технологии ликвидации последствии ДТИ.
После чего факторы первого порядка были разбиты на причины второго и третьих порядков.
Анализ разработанной диаграммы позволил выделить управляемые и неуправляемые факторы, влияющие на время ликвидации последствий ДТИ. Т.е. управляемые факторы – это переменные, на которые можно воздействовать с целью минимизации отрицательного эффекта от их изменения, либо увеличения положительного эффекта. К ним можно отнести:
– квалификация;
– масштаб ДТИ;
– состояние здоровья;
– статус;
– способ заполнения формуляра документа;
– метод оформления последствий ДТИ и т.д.
Неуправляемые факторы – это те факторы, которые не подвержены никакому воздействию, а снизить отрицательный эффект от их действия можно путем учета их влияния в стратегиях развития. В данном случае к ним относится факторы внешней среды:
– климатические условия;
– географические условия;
– состояние дорожного полотна;
– удаленность аварийных комиссаров от места ДТИ;
– характеристика транспортного потока.
При анализе диаграммы Исикава были определены наиболее влияющие факторы: «человеческий фактор» и «факторы внешней среды».
В заключении хотелось бы еще раз отметить, что влияние последствий ДТИ не ограничивается материальным ущербом участников инцидента, и проблема повышения оперативности ликвидации последствий таких инцидентов является перспективной и актуальной задачей.
Библиографический список
- Воробьев, А.Л. Оценка эффективности процесса оформления дорожно-транспортного происшествия методом SWOT-анализа / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина, В.А. Лукоянов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2016. – № 7. – С. 112–116.
- Воробьев, А.Л. К вопросу о разработке дерева показателей качества услуг аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, В.А. Лукоянов, Т.В. Климетенко // Сборник материалов Международной научной конференции, посвященной 60-летию Оренбургского государственного университета «Наука и образование: фундаментальные основы, технологии, инновации». – Оренбург: ООО «ИПК Университет». – 2015. – С. 72-74.
- Воробьев, А.Л. Типизация как способ минимизации временных затрат на оформление схемы места совершения дорожно-транспортного происшествия аварийными комиссарами / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина, В.А. Лукоянов // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2015. – № 6-1. – С. 18-24.
- Воробьев, А.Л. Один из путей решения проблемы дорожных заторов методами стандартизации // Материалы международной научно-практической конференции «Наука сегодня: вызовы и решения». Научный центр «Диспут». – Вологда: ООО «Маркер». – 2017. – С. 23-24.
- Пыхтин, А.В. Статистические инструменты контроля качества: практикум / А.В. Пыхтин, В.А. Лукоянов. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 104 с.