Процессный подход к организации управления представляет собой деятельность предприятия как сеть взаимодействующих между собой бизнес-процессов, где каждый бизнес-процесс является последовательностью операций, которые направлены на получение определенного результата. Процессный подход, в отличии от функционального направляет организацию на достижение результата, при этом каждый сотрудник знает, какую работу ему необходимо выполнить и ее сроки, для того чтобы бизнес-процесс, в котором он учувствует, был выполнен необходимым образом и привел к нужному результату. За каждый процесс отвечает определенный менеджер.
Задачи, решаемые с помощью оптимизации бизнес-процессов:
-
переход от функциональной модели управления к процессной;
-
повышение качества и снижение рисков;
-
уменьшение времени выполнения процессов;
-
построение эффективной организационной структуры;
-
повышение внутренней эффективности организации;
-
создание новых бизнес-процессов;
-
проведение сертификации по ISO.
1 Этап. Описание бизнес-процессов «AS-IS»:
-
выделение бизнес-направлений;
-
выделение и описание бизнес-процессов верхнего уровня;
-
оценка важности и возможности изменения бизнес-процессов, ранжирование процессов;
-
выбор приоритетных бизнес-процессов для оптимизации;
-
разработка стратегии процессного совершенствования.
Этап 2. Разработка процессов «TO-BE»:
-
разработка моделей «TO-BE» для выбранных на первом этапе бизнес-процессов;
-
оптимизация организационной структуры;
-
разработка показателей и отчетов эффективности по бизнес-процессам;
-
разработка политики процессного управления.
Этап 3. Внедрение изменений:
-
установка и опытная эксплуатация автоматизированной системы;
- проведение обучения пользователей эффективному использованию системы, особенностям функционирования измененных бизнес-процессов.
Построение бизнес-процессов
При оптимизации бизнес-процессов часто используют анализ сильных и слабых сторон (SWOT-анализ). Для проведения оптимизации был проанализирован сайт компании «Анхел-трейдинг». На основе анализа был проведен SWOT-анализ.
Таблица 1 – SWOT-анализ сайта продажи медицинского оборудования
Достоинства | Недостатки | |
Внутренняя среда |
|
|
Возможности | Угрозы | |
Внешняя среда |
|
|
Таблица 2 – Матрица SWOT
Внутренние факторы | Внешние факторы | ||
Возможности | Угрозы | ||
|
|
||
Сильные стороны | СиВ:2-1 | СиУ:2-1,3 | |
|
|||
Слабые стороны | СЛиВ:1-3 | СЛиУ:1-1,3 | |
|
Поле СиВ (Сильные стороны и возможности):
Следует разбирать стратегию по использованию сильных сторон:
- Возможность использования рекламы в социальных сетях
Поле СЛиВ (Слабые стороны и возможности):
Следует по возможности избавиться от слабых сторон за счет поисковой оптимизации
Поле СиУ (Сильные стороны и угрозы):
Следует увеличить активность в поисковом продвижении
После СЛиУ (Слабые стороны и угрозы):
Необходимо разработать стратегию, которая позволит избавиться от слабостей и угроз.
На основании данный SWOT-анализа из всех стратегий стоит выбрать ту, которая обеспечит достижение целей.
Далее была построена модель AS-IS и TO-BE.
Технология проектирования сложных систем подразумевает, как правило, создание двух видов функциональных моделей предметной области:
-модели существующей организации процесса AS-IS (как есть);
-модели новой организации процесса ТО-ВЕ (как будет).
Построение модели AS-IS. Модель AS-IS представляет собой существующую модель бизнес-процесса использования сайта. На рисунке 1 представлена контекстная диаграмма (IDEF0) – диаграмма наиболее абстрактного уровня описания системы. В данной диаграмме на входе находится доступ к информации, а на выходе решение о приобретении. К управлениям данного процесса относятся правила пользования сайтом. Механизмом бизнес-процесса является сам пользователь.
Рисунок 1. Контекстная диаграмма IDEF0
На Рисунке 2 представлена диаграмма декомпозиции процесса использования сайтом. Диаграмма декомпозиции предназначена для более подробного описания бизнес-процесса. Декомпозиция позволяет постепенно и структурированно представить модель системы в виде иерархической структуры отдельных диаграмм, что и делает её слабо перегруженной и легко усваиваемой. В данной модели более подробно представлен процесс решения о покупке, в котором показана возможность оформления заказа и отказа о приобретении.
Рисунок 2. Диаграмма декомпозиции
Построение модели TO-BE. Модель TO-BE представляет собой новую организацию бизнес-процесса. На рисунке 3 представлена диаграммы IDEF0 модели TO-BE. На данной диаграмме в механизмах по мимо пользователя будет учувствовать администратор. Также в управлении помимо правил пользования сайтом добавлена авторизация и аутентификация.
Рисунок 3. Диаграмма IDEF0
На рисунке 4 более подробно описана модель TO-BE. В данной модели при решении о покупке добавлена возможность вернуться к ознакомлению с продукцией. При оформлении покупки так же добавлена возможность вернуться к решению о покупке при этом оформление покупки будет проверяться администратором.
Рисунок 4. Диаграмма декомпозиции