В зависимости от метода проверки предоставленных знаний зависит результативность и качество обучения. Контроль знаний должен присутствовать в любых учебных дисциплинах, так как без него невозможна проверка знаний учащихся. Важным элементом проверки знаний является объективность. Вопросы должны быть поставлены так, чтоб можно было легко отличить верный вариант ответа от неверного. Кроме того важно чтобы результаты проверки было легко выявить.
Рассмотрим традиционные методы контроля знаний учащихся:
- Устная проверка знаний. Может проходить в форме опроса учащегося преподавателем. При этом остальные ученики должны слушать докладывающего и дополнять его. Так преподаватель может выявить, насколько вся группа усвоила материал.
- Работа с карточками. Удобность карточек состоит в том, что их содержимое может меняться в зависимости от уровня знаний студента и индивидуальных возможностей.
- Письменная проверка знаний. Состоит из перечня вопросов, на которые учащиеся должны дать короткий и незамедлительный ответ. Как правило, время для письменной проверки ограниченно. Минусом такой проверки является её ограниченность. Знания проверяются только в определённой небольшой области. Хорошо сочетается с другими методами проверки.
- Кратковременная самостоятельная работа. Метод похож на тестирование. Однако ответы предоставляются письменно. Кроме проверки теоретических знаний могут присутствовать задачи либо моделированная ситуация. Обычно в таких работах присутствуют один или несколько вопросов, так как ответ на каждый из них требует большого количества времени.
- Практическая или лабораторная работа. Этот вид проверки требует не только наличия знаний, но и умения применять эти знания на практике. Лабораторные работы активизируют познавательную деятельность учащихся.
- Тесты. Обычно состоят из вопроса и нескольких вариантов ответа на него. Благодаря тому, что варианты ответа уже даны, учащимся не требуется время на формулировку и запись ответа. Рекомендуется использовать не менее 4 видов ответа, из которых правильными могут быть один или более ответов. Плюсами данного метода проверки являются быстрота проверки знаний и удобство тестирования на компьютерах или мобильных устройствах. Главным минусом – возможность решить тест наугад методом подбора.
Проверка знаний имеет огромный смысл в обучении. Проверка после небольших разделов называется промежуточной, а проверка после больших тем и курсов итоговой. Преподавателю нужно уметь определять какая форма контроля подходит для текущей проверки. Определяющими факторами являются время и количество проверяемого материала. Например, устная проверка, карточки и письменная проверка подходят для текущего контроля знаний, так как они кратковременны и не могут охватить весь курс знаний.
Анализируя данные методы проверки знаний, и учитывая, что проверка будет происходить на мобильном устройстве, можно стазу отбросить вариант с устной проверкой знаний. Данный вид проверки вполне возможен на мобильном устройстве посредством голосовой или видеосвязи. Однако подразумевается, что проверку будут проходить множество пользователей, поэтому данный метод будет не очень оптимален.
Вариант проверки с карточками имеет место. Для каждого учащегося неплохо подбирать индивидуальные вопросы. В мобильном приложении можно чаще давать вопросы и задания по темам, где знания слабее.
Письменная проверка знаний подойдет для проверки знаний в мобильном приложении. Она будет устроена в виде вопроса и единственного варианта ответа на него, который нужно будет ввести в диалоговое окно. Несомненным плюсом в добавлении этого метода является исключение выбора правильного варианта ответа наугад. Учащемуся придется более внимательно готовиться к тестированию. Следственно материал будет лучше усвоен.
Метод письменной проверки будет удобно совместить с тестовыми заданиями, так как они являются самым простым и оптимальным способов проверки знаний на компьютерных устройствах.
Однако выбора одних только методов будет недостаточно. Нужно предусмотреть методы обхода данного вида тестирования. Ведь в момент проверки знаний рядом не будет преподавателя, значит должны существовать контролирующие факторы. Во-первых, время на решение заданий должно быть строго ограниченно. Во-вторых, учащийся должен ответить на 100% заданий, чтобы получить доступ к следующему учебному материалу. Это будет являться мотивирующим фактором к более внимательному изучению материала. В-третьих, нужно ввести ограниченное количество попыток или таймер, который не позволит заново проходить тест моментально после завершения. Таким образом, исключается метод подбора правильного ответа перебором и возрастает ценность усвоения материала.
Подводя итог, можно сказать, что лучше всего для мобильного устройства подходит комбинированный метод из письменной проверки и тестов, с такими контролирующими факторами как ограниченное время, правильное решение для доступа к следующему материалу, ограниченное количество попыток или таймер.
Библиографический список
- Катханов М.В. и др. Методика разработки и внедрения рейтинг – контроля умений и знаний студентов, Учебное пособие М. 1991
- Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя /Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2004.