УДК 629.113

ПРОВЕРКА УРОВНЯ МАСЛА В АГРЕГАТАХ ТРАНСМИССИИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА БТР-80

Постников Александр Александрович1, Гумелёв Василий Юрьевич2, Пархоменко Александр Викторович3, Волков Юрий Иванович4
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, адъюнкт
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, канд. техн наук
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, доцент
4Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, доцент

Аннотация
В представленной статье рассмотрена проверка уровня масла при проведении технического обслуживания №1 в агрегатах трансмиссии БТР-80 и, при возникшей необходимости, порядок его дозаправки до нормы.

Ключевые слова: карданная передача, пробег, раздаточная коробка, редуктор, указатель уровня масла, уровень масла


CHECK THE OIL LEVEL IN THE TRANSMISSION UNITS BTR-80

Postnikov Alexander Alexandrovich1, Gumelev Vasiliy Yuryevich2, Parhomenko Alexander Viktorovich3, Volkov Yuriy Ivanovich4
1Ryazan High Airborne Command School named after of the General of the Army V.F. Margelov, adjunct
2Ryazan High Airborne Command School named after of the General of the Army V.F. Margelov, candidate of technical Sciences
3Ryazan High Airborne Command School named after of the General of the Army V.F. Margelov, associate professor
4Ryazan High Airborne Command School named after of the General of the Army V.F. Margelov, associate professor

Abstract
The paper presents verification of the oil level in the maintenance №1 to the transmission units of the BTR-80 and if the need arose the order of refueling to normal.

Keywords: driveline, gear, mileage, oil level, oil level indicator, transfer box


Библиографическая ссылка на статью:
Постников А.А., Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Волков Ю.И. Проверка уровня масла в агрегатах трансмиссии бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2016/09/10494 (дата обращения: 12.07.2023).

При техническом обслуживании №1 через 2000 км пробега необходимо проверить уровень масла в агрегатах трансмиссии и при возникшей необходимости дозаправить его до нормы. При обнаружении утечки – выяснить её причину и устранить [1].

При проверке уровня масла в агрегатах трансмиссии бронетранспортера БТР-80 применяются следующие инструменты и принадлежности из ЗИП машины: ключ коловоротный 12 мм, ключи гаечные 10×12, 14×17 мм, ключ торцовый 24 мм, ключ квадратный 10 мм, отвертка, ключи кольцевые 17×19 и 24×30 мм, шприц для заливки масла, ветошь[2, 3].

Краткие сведения о трансмиссии БТР-80. На машине применена механическая ступенчатая трансмиссия (рисунок 1), агрегаты и механизмы которой передают и преобразуют по величине и направлению крутящий момент от двигателя к колесам, а также гребному винту водометного движителя и к редуктору лебедки.

Каждый мост БТР-80 приводится в действие от раздаточной коробки машины с помощью независимой карданной передачи, что значительно повышает живучесть бронетранспортера в бою. Два передних моста являются управляемыми.

Агрегаты трансмиссии (в первую очередь раздаточная коробка) работают под большими нагрузками и поэтому требуют постоянного смазывания. При малом количестве масла (его определяют по уровню масла в картере) агрегат может выйти из строя. 

Рисунок 1 – Схема трансмиссии бронетранспортера БТР-80

Состав трансмиссии БТР-80 представлен согласно таблице 1.

Т а б л и ц а 1 – Состав трансмиссии бронетранспортера БТР-80

Проверка уровня масла в агрегатах трансмиссии и дозаправка их до нормы при необходимости. Места проверки уровня масла в агрегатах трансмиссии представлены согласно рисунку 2.

Рисунок 2 – Места проверки уровня масла в агрегатах трансмиссии

Проверку уровня масла в агрегатах трансмиссии и дозаправку их до нормы при необходимости следует проводить согласно таблице 2.

Т а б л и ц а 2 – Смазочные работы, выполняемые при проверке масла в агрегатах трансмиссии БТР-80 при ТО-1

Для того, чтобы проверить уровень масла в коробке передач необходимо:

- снять щиток над коробкой передач в десантном отделении слева по ходу движения машины (рисунок 3);

Рисунок 3 – Снятие щитка над коробкой передач в десантном отделении

- вывернуть пробку с указателем (рисунок 4) уровня масла из заправочной горловины, протереть насухо указатель и вставить его снова до упора пробки в резьбу горловины не заворачивая. Масло должно покрывать указатель до отметки В. Если уровень масла окажется ниже указанной отметки, то долить масло через заправочную горловину, предварительно очистив её от пыли и грязи.

 

а

б

а – проверка уровня масла в коробке передач; б – пробка с указателем уровня масла

Рисунок 4 – Проверка уровня масла в коробке передач

Для проверки уровня масла в раздаточной коробке следует:

- поднять левое многоместное сиденье и закрепить его ремнем;

- вывернуть указатель уровня масла (рисунок 5) и протереть его ветошью;

Рисунок 5 – Проверка уровня масла в раздаточной коробке

- вставить указатель до упора в картер и замерить уровень масла по рискам предельных уровней на стержне указателя. При необходимости дозаправки масла в картер раздаточной коробки снять крышку сапуна и залить масло до уровня верхней риски на стержне указателя уровня масла;

- завернуть указатель уровня масла. Во избежание завертывания указателя не по резьбе необходимо сначала завернуть его на 2–3 нитки вручную, после чего затянуть ключом;

- опустить на место левое многоместное сиденье десанта.

Уровень масла в первом, во втором и в третьем мостах проверять
Г-образным ключом квадратного сечения из ЗИП машины, на котором нанесены риски предельных уровней масла (рисунок 6, а).

а                                                                 б

а – проверка уровня масла в первом, во втором и в третьем мостах; б – проверка уровня масла в четвертом мосту

Рисунок 6 – Проверка уровня масла в мостах бронетранспортера БТР-80

Уровень масла в четвертом мосту проверять тем же Г-образным ключом через отверстие в картере моста, заглушаемое конической пробкой и расположенное около фланца картера моста. При этом ключ вставлять до упора вниз, прижимая его к передней кромке отверстия и к полуоси, как показано на рисунке 6, б.

ДЛЯ СПРАВКИ. Для заправки и слива масла в первом, втором и третьем мостах предусмотрены отверстия, закрываемые пробками и уплотнительными кольцами, расположенные соответственно в верхней и нижней частях картеров мостов. Для заправки масла в четвертый мост служит отверстие, расположенное около левого фланца картера моста. Отверстие заглушается конической пробкой. Для слива масла служит отверстие, аналогичное отверстиям в остальных мостах.

Для проверки уровня масла в колесных редукторах:

- отвернуть пробку заправочного отверстия;

- уровень масла должен доходить до уровня нижней кромки заправочного отверстия. Если уровень масла ниже, то дозаправить картер свежим маслом с помощью заправочного шприца до уровня нижней кромки заправочного отверстия;

- поставить на место пробку заправочного отверстия с прокладкой и затянуть ее до отказа.

Проверка масла в редукторе водометного движителя. В крышке корпуса редуктора водометного движителя выполнено маслозаливное отверстие, закрываемое пробкой с рукояткой и щупом для контроля уровня масла. На щупе имеются риски максимального П и минимального О уровня масла. Масло в корпус движителя и редуктор 2 заливается через отверстие в крышке 1 корпуса редуктора, закрываемое пробкой 6. Уровень масла контролируется с помощью щупа на пробке (таблица 2. поз.5)

Для проверки уровня масла:

- установить машину на ровной горизонтальной площадке;

- открыть правую крышку надмоторного люка;

- вывернуть пробку 6 маслозаливного отверстия;

- вынуть и вытереть насухо щуп пробки и вставить его снова в маслоналивное отверстие до упора в картер, не заворачивая пробку;

- вынуть щуп из маслозаливного отверстия. Уровень масла должен находиться между рисками П и О на щупе. Дозаправить масло при необходимости до уровня метки П с помощью шприца;

- после контроля уровня масла завернуть пробку 6 и закрыть правую крышку надмоторного люка.

Для проверки уровня масла в лебедке:

- снять лист пола над лебедкой;

- вывернуть пробку контрольного отверстия 32 (рисунок 7). Уровень масла должен доходить до уровня нижней кромки контрольного отверс-тия 7. Если уровень масла ниже, то следует вывернуть пробку маслозаливного отверстия;

- дозарпавить свежее масло через маслозаливное отверстие 7 до уровня нижней кромки контрольного отверстия 32;

- установить на место пробки маслозаливного и контрольного отверстия, затянув их до отказа.

7 – пробка маслозаливного отверстия; 32 – пробка контрольного отверстия;

Рисунок 7 – Лебёдка

Для заливки и дозаправки масла в агрегаты в комплекте ЗИП машины имеется шприц (рисунок 8) с рабочим объемом 320 см3.

Рисунок 8 – Шприц для залива масла

Если при осмотре была обнаружена утечка масла в агрегатах трансмиссии, то сразу необходимо выяснить её причину и устранить. После этого довести уровень масла до нормы.

Если утечка масла оказалась значительной, то для дозаправки агрегата трансмиссии целесообразно использовать устройства и нагнетатели для заправки маслом узлов и механизмов машин, которые имеются на участке комплексного технического обслуживания и текущего ремонта колесных машин ПТОР.


Библиографический список
  1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 5903 [Текст]: – Рязань: Министерство обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление. – 2006. – 494 с.
  2. Гумелёв, В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР-80: учеб. пособие. Ч. 1. [Текст] / В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, С.Н. Бистерфельд, А.Г. Картуков. – Рязань: РВВДКУ, 2014. – 189 с.
  3. Гумелёв, В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР-80: учеб. пособие. Ч. 2 / [Текст] В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, Ю.И. Волков, Д.В. Разиков, А.А. Постников, В.А. Москаленко, В.Ю. Гужвенко; под общей редакцией А.В. Пархоменко. – Рязань: РВВДКУ, 2016. – 202 с.

 



Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: