В век информационных технологий качество и темпы развития производства зависят, в том числе от качества профессиональной подготовки ИТ-кадров, которые призваны решать проблемы развития ИТ-инфраструктуры на основе разработки и внедрения инноваций. В связи с этим подготовке ИТ-специалистов уделяется пристальное внимание. Этим обуславливается большое количество нормативно-рекомендательных документов устанавливающих требования к результатам обучения и уровню квалификации ИТ-специалистов (e-CF, федеральные государственные стандарты (ФГОС3+), профессиональные стандарты и др.).
Накопленный объем требований затрудняет процесс их учета и следованию им, поскольку ориентация во всех перечисленных нормативно-рекомендательных документах требует анализа большого объема информации и связей между информационными единицами, объять который не под силу человеку.[1,3]
Актуальность обозначенной проблемы обуславливает необходимость разработки экспертной системы оценки уровня квалификации ИТ-специалистов.
1. Бизнес – требования
1.1. Исходные данные, возможности бизнеса и нужды клиента
Требования к подготовке ИТ-специалистов в настоящее время формируются в рамках компетентностного подхода. Однако данный подход трактуется неоднозначно в различных областях его применения. Исходя из этого, нормативно-рекомендательные документы международного и национального уровней сложно состыковать и использовать одновременно для разработки образовательной программы и систем аттестации и сертификации ИТ-специалистов.[6]
Необходимо разработать экспертную систему для поддержки процесса разработки образовательных программ в соответствие с гармонизированными требованиями профессиональных, образовательных и европейских стандартов.[2]
1.2. Бизнес-цели и критерии успеха
Бизнес-цель 1. Поддержка разработки ООП в соответствие с гармонизированными требованиями профессиональных, образовательных и европейских стандартов.
Бизнес-цель 2. Поддержка разработки системы аттестации и сертификации ИТ-специалистов.
Критерий успеха 1. Повышение качества ООП в части адекватности установленных требований к результатам обучения (РО) требованиям профессиональных, образовательных и европейских стандартов.
Критерий успеха 2. Уменьшение трудоемкости и сроков разработки ООП на 50%.
Критерий успеха 3. Достигнуты все цели проекта.
1.3. Бизнес-риски
Фактор бизнес-риска 1. Не все пользователи готовы к использованию экспертной системы. Потребуются временные ресурсы на обучение персонала.
Фактор риска – риска 2. Возможно изменение требований, содержащихся в нормативно-рекомендательных документах. Требуется разработка процедуры обновления базы знаний с участием когнитолога.
2. Образ решения
2.1. Положение об образе проекта
Для разработчиков ООП экспертная система должна предоставлять возможность:
- установления результатов обучения на основе согласования требованиями профессиональных, образовательных и европейских стандартов;
- установления перечня дисциплин;
- разработка аттестационных материалов.
Для специалистов кадровых служб предприятия должна предоставлять возможность:
- разработки диагностических материалов для проведения сертификации ИТ-специалистов при найме и ротации;
- разработки программ повышения квалификаций;
- выбора направлений повышения квалификации ИТ-специалистов.
2.2. Основные функции
Основные функции 1. Поддержание программ отбора персонала.
Основные функции 2. Установление требований к результатам обучения.
Основные функции 3. Согласование содержания образовательных программ с требованиями профессиональных, образовательных и европейских стандартов.
Основные функции 4. Внесение и обновление данных в базу знаний.[4]
Проект экспертной системы предназначен для оценки уровня квалификации ИТ-специалистов, обучающихся по программе бакалавриата, направления 09.03.03 «Прикладная информатика».
Варианты использования системы представлены на диаграмме Use-Case рис.1 и таблица вариантов использования в таб.1.
Рисунок 1- Диаграмма Use-Case для ЭС оценки уровня квалификации ИТ-специалистов
Таблица 1 – Общий список вариантов использования ЭС оценки уровня квалификации ИТ-специалистов
Действующее лицо | Вариант использования |
Специалисты кадровых служб предприятия |
|
Разработчик основной образовательной программы |
|
Когнитолог |
|
Структура экспертной системы, которая будет спроектирована, представлена на рис.2. Такая структура применима не ко всем ЭС, так как они могут иметь намного более сложную структуру. У будущей экспертной системы будет два интерфейса – для пользователей и для когнитолога с системным аналитиком, которые будут наполнять базу знаний.[5]
Рисунок 2 – Структура экспертной системы оценки уровня квалификации ИТ-специалистов
Модули «Слоты», «Фреймы» и «Экземпляры» составляют основу базы знаний, которая является ядром экспертной системы. В модуле «Синтеза и визуализации решений» будут выполняться запросы. База данных нужна для сохранения результатов поиска пользователей.
Библиографический список
- Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З. Формирование имиджа направления подготовки «Прикладная информатика» на основе развития образовательного портала/Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева//Новые информационные технологии в образовании. Материалы VIII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2016. -С. 461-465.
- Ягудина Р.Р., Новикова Т.Б. Бизнес-моделирование процесса «Описание деятельности кафетерия» с использованием методологии ARIS // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 154-161.
- Давлеткиреева, Л. З. Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании: опыт проведения ежегодной одноименной Интернет-конференции-конкурса/Л. З. Давлеткиреева, И. К. Скокова//Современные информационные технологии и ИТ-образование : сб. избранных трудов IX Международной научно-практической конференции. Под ред. проф. В. А. Сухомлина. -М.: ИНТУИТ.РУ, 2014. -957 с. -C. 573-586.
- Назарова О.Б., Давлеткиреева Л.З., Масленникова О.Е. Формирование компетенций ИТ-специалиста в области информационных систем по образовательной программе «Прикладная информатика» с привлечением вендеров//Прикладная информатика. -2013. -№2(44) -146 с. -С.49-57.
- Чусавитина Г.Н. Подготовка будущих ИТ-специалистов в области обеспечения интероперабельности электронной науки и образования /Г.Н. Чусавитина, Л.З. Давлеткиреева, О.Е. Масленникова//Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: Cб. статей/под ред. Г.Н.Чусавитиной, Л.З. Давлеткиреевой. -Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, 2012. -С. 132-140. -Библиогр.: с. 140. -200 экз. -ISBN 978-5-86781-982-8.
- Назарова О.Б., Новикова Т.Б., Петеляк В.Е. К вопросу разработки диаграммы «архитектура системы – ASD» // В сборнике: Современная наука: теоретический и практический взгляд Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 75-77.