УДК 62

К ВОПРОСУ ОБ ОЧИСТКЕ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ОТ МЕХАНИЧЕСКИХ ПРИМЕСЕЙ И ВОДЫ

Шапран Владимир Николаевич1, Картуков Александр Геннадьевич2, Березняк Александр Васильевич3
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры двигателей и электрооборудования
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, кандидат технических наук, преподаватель кафедры автомобильной службы
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, соискатель

Аннотация
В данной статье описана конструкция топливного фильтра-отстойника, используемого в системе питания современных дизелей, позволяющая снизить загрязнённость и обводнённость дизельного топлива.

Ключевые слова: дизельное топливо


TO QUESTION ABOUT CLEARING THE DIESEL OIL FROM MECHANICAL ADMIXTURES AND WATER

Shapran Vladimir Nikolaevich1, Kartukov Alexander Gennadievich2, Berezniak Alexander Vasilievich3
1Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, doctor of the technical sciences, professor, professor of the engines and electrical equipment department
2Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, candidate of the technical sciences, lecturer of the automobile service department
3Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, competitor

Abstract
In given article is described construction of the fuel filter-settling, used in system of the feeding the modern diesels, allowing reduce pollution and irrigation of the diesel oil.

Библиографическая ссылка на статью:
Шапран В.Н., Картуков А.Г., Березняк А.В. К вопросу об очистке дизельного топлива от механических примесей и воды // Современная техника и технологии. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2013/05/2076 (дата обращения: 14.07.2023).

Немалую роль в отказах фильтрующих систем играет наличие в топливе «свободной» воды. Её присутствие ухудшает работоспособность фильтрующих элементов тонкой очистки топлива и снижает ресурс их работы, при этом 10-18% фильтров подвергаются набуханию и деформации. При низких температурах кристаллы льда забивают фильтры тонкой очистки (ФТО), уменьшая пропускную способность либо полностью блокируя их. При наличии в топливе большого количества воды из строя выходит 35% и более ФТО, а их ресурс работы снижается с 1500 до 200-300 моточасов [1].

Вода оказывает отрицательное влияние на энергетические свойства топлива. Наличие свободной воды в топливе приводит к его неравномерному распылению, а её испарение – к снижению температуры в камере сгорания.

При увеличении обводненности дизельного топлива электростатический заряд в нем возрастает в 10-15 раз по сравнению с обезвоженным топливом, что может привести к взрыву паровоздушной смеси [1]. В обводненном дизельном топливе резко возрастает скорость коррозии, значительно ухудшаются противоизносные и противозадирные свойства. Попадание воды в дизельное топливо приводит к значительному износу форсунок, что является результатом совместного действия электрохимической коррозии и трения.

Чтобы снизить загрязнённость и обводнённость дизельного топлива, в системах питания предусмотрена многоступенчатая очистка: предварительная – в топливном баке, грубая – в фильтрах грубой очистки и окончательная – в фильтрах тонкой очистки. [2,3].

В настоящее время существует многообразие фильтров грубой очистки (ФГО) топлива, однако, как показывает анализ ряда исследований [1,2,3] ФГО обеспечивают лишь частичную очистку дизельного топлива от воды и неполную очистку от механических примесей.

Для очистки топлив от воды и механических примесей разработан топливный фильтр-отстойник, представленный на рисунке 1 [3,4].

1 – крышка; 2 – отверстие для подвода топлива; 3 – центральный стержень; 4 – отверстие для отвода очищенного топлива; 5 – стакан; 6 – сливная пробка; 7 – успокоитель; 8 – отражатель; 9 – успокоитель нижний; 10 – сетчатый фильтрующий элемент; 11 – влагопоглощающий материал.

Рисунок 1 – Топливный фильтр-отстойник

Работает фильтр-отстойник следующим образом. Топливо поступает в фильтр через отверстие 2 для подвода топлива в крышке 1, при этом попадание не отстоявшегося топлива к сетке фильтрующего элемента предохраняется отражателем 8. Далее топливо стекает по конусной поверхности успокоителя 7 через щель между внутренней стенкой стакана и наружной кромкой успокоителя. Конусная поверхность успокоителя обеспечивает равномерное распределение стока топлива по периметру стакана. Вследствие потери скорости потока топлива крупные частицы примесей оседают на дне стакана. Вымывание осевших механических примесей предотвращается успокоителем 9, установленным на дне стакана. Затем топливо проходит к сетчатому фильтрующему элементу 10, зафиксированного на центральном стержне 3. Далее топливо попадает в полость, где находится влагопоглощающий материал 11, установленный внутри сетчатого фильтрующего элемента. Проходя через обои фильтры, топливо очищается от мелких механических примесей и от воды. Затем топливо через отверстие в стержне 4 поступает в топливную систему.

Слив отстоя осуществляется через отверстие в стакане посредством отворачивания сливной пробки 6. Для очистки фильтрующего элемента, он сделан съемным.

В качестве влагопоглощающего материала использовался адсорбент полимер акриламид марки В-415К.


Библиографический список
  1. Карташевич, А.Н. К вопросу совершенствования процесса очистки топлива и масла в двигателе внутреннего сгорания / А.Н. Карташевич, А.Е. Кондраль, С.М. Куликов // Ecological aspects of Mechanization of Plant Production: X1 International symposium. 2005. Warszawa. Р.102–105.
  2. Астапенко И.М. Применение двухфазовой подачи топлива для дизельных двигателей автотракторной техники / И.М. Астапенко, А.Н. Карташевич // Ресурсосбережение и экология в сельском хозяйстве: матер. 6-й междунар. науч. конф., посвященной 75-летию НАН Беларуси / Бел. гос. с.-х. акад. Горки, 2004. С.159,160.
  3. Тарасов Ю.С. Фильтр-отстойник / Ю.С. Тарасов, Л.Г. Татаров, М.М. Галкин // Научное обеспечение агропромышленного производства: материалы международной научно-практической конференции, 20-22 января 2010г. / Курск,2010. С.79,81.
  4. Тарасов Ю.С. Топливный фильтр / Ю.С. Тарасов, Л.Г. Татаров, М.М. Галкин // Патент на полезную модель №87926, 02.02.2009


Все статьи автора «Картуков Александр»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: