УДК 621.3.08

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ СИМУЛЯТОРОВ МНОГОКОМПОНЕНТНОЗАРЯДНОЙ ТЕХНИКИ В ВОЕННОМ АВИАЦИОННОМ ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ

Дзюбенко Олег Леонидович1, Коженков Алексей Олегович2
1Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), старший преподаватель, кандидат педагогических наук
2Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), преподаватель

Аннотация
В статье рассматривается методика применения виртуальных симуляторов многокомпонентнозарядной техники.

Ключевые слова: виртуальные симуляторы, многокомпонентнозарядная техника


METHOD OF APPLICATION OF VIRTUAL SIMULATORS МНОГОКОМПОНЕНТНОЗАРЯДНОЙ TECHNOLOGY IN MILITARY AVIATION ENGINEERING UNIVERSITY

Dzyubenko Oleg Leonidovich1, Kozhenkov Alexey Olegovich2
1Military educational-scientific center of air forces «The air force Academy named after Professor N.E.Zhukovsky and Gagarin (Voronezh), senior lecturer, candidate of of pedagogical Sciences
2Military educational-scientific center of air forces «The air force Academy named after Professor N.E.Zhukovsky and Gagarin (Voronezh), lecturer

Abstract
In the article the method of application of virtual simulators many components of charge technology.

Keywords: many components of charge technique, virtual simulators


Библиографическая ссылка на статью:
Дзюбенко О.Л., Коженков А.О. Методика применения виртуальных симуляторов многокомпонентнозарядной техники в военном авиационном инженерном вузе // Современная техника и технологии. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2013/12/2643 (дата обращения: 18.07.2023).

Применение виртуальных тренажеров в процессе обучения в военном авиационном инженерном вузе имеет ряд особенностей, а именно:

виртуальные тренажеры могут использоваться как в курсах подготовки специалистов наземного обеспечения ВВС по изучению многокомпонентнозарядной техники (МКЗТ), так и при самостоятельном образовании военных специалистов, стремящихся повысить свою квалификацию;

обучение с применением компьютеризированного виртуального тренажера должно базироваться на определенном объеме теоретических знаний;

использование компьютерного тренажера предполагает наличие у курсанта базовых навыков работы с вычислительной техникой [1].

Предлагаемая методика применения программных продуктов МКЗТ подразумевает совмещение четырех равнозначных по актуальности и важности составляющих учебного процесса
военного авиационного инженерного вуза:

теоретический курс;

тренажерная подготовка;

самостоятельная подготовка;

проверка знаний (тестирование/аттестация).

Все перечисленные составляющие взаимосвязаны между собой.

1) Теоретический курс

Теоретический курс ориентируется на практическое применение полученных знаний специалистами наземного обеспечения ВВС в профессиональной деятельности. По окончании изучения конструкции МКЗТ необходимо чтобы курсанты достигли следующих уровней обученности:

иметь представление:

- об основных научно-технических проблемах и перспективах развития современной МКЗТ.

знать:

- основные физико-химические свойства газов, применяемых для зарядки бортовых систем воздушных судов;

- требования руководящих документов к качеству применяемых газов;

- эксплуатационные возможности воздухозаправщиков, области их рационального применения;

- правила техники безопасности при эксплуатации воздухозаправщиков;

- назначение, технические характеристики, общее устройство воздухозаправщиков, их принципиальные схемы.

Данные уровни обученности достигаются:

- раскрытием состояния и перспектив совершенствования устройства воздухозаправщиков;

- акцентированием внимания обучаемых на наиболее сложных и узловых вопросах;

- доведением до сознания обучаемых актуальности изучаемого материала.

На теоретическом занятии по изучению конструкции МКЗТ используются как традиционные методические приемы обучения: конспектирование узловых вопросов, метод проблемных вопросов т.д., так и инновационные, с применением виртуальных симуляторов. При изучении материала необходимо обеспечить раскрытие учебных вопросов в контексте современного состояния и перспектив совершенствования конструкции воздухозаправщиков и порядка их использования, а также учитывать опыт антитеррористических операций, локальных войн и вооруженных конфликтов. Здесь необходимо использование инновационных компьютерных технологий наравне с аудиторными занятиями с опытными преподавателями. Нельзя оставлять весь теоретический материал на самостоятельное обучение, т.к. в процессе обучения у курсанта обязательно возникнут вопросы, ответы на которые может дать только квалифицированный преподаватель.

Для лучшего усвоения материала разработаны различные интерактивные программные комплексы МКЗТ, которые за счет наглядности позволяют повысить эффективность восприятия материала курсантами. Эти программы являются серьёзным инструментом как для аудиторных занятий с преподавателем, так и для самоподготовки.

2) Тренажерная подготовка

Под тренажерами можно понимать виртуальные симуляторы МКЗТ, имитирующие определенные виды новейшего оборудования. Для военных учебных заведений представляет интерес тренажеры технических устройств, которые поступают в Вооруженные Силы РФ в настоящее время. Виртуальные симуляторы позволяют не только наглядно увидеть изучаемый объект, но и попробовать его в эксплуатации.

По окончании изучения вопросов эксплуатации МКЗТ необходимо чтобы курсанты достигли следующих уровней обученности:

знать:

- эксплуатационные возможности МКЗТ, области их рационального применения;

- правила использования по назначению МКЗТ.

уметь:

- вести техническую документацию при эксплуатации МКЗТ.

иметь опыт:

- использования по назначению МКЗТ.

Данные уровни обученности достигаются:

- раскрытием вопроса об использовании компрессорных станций и воздухозаправщиков;

- самостоятельным изучением курсантами под руководством преподавателя и инструкторов на рабочем месте порядка подготовки к работе и работе компрессорных станций и воздухозаправщиков;

- акцентированием внимания обучаемых на наиболее сложных и узловых вопросах;

- доведением до сознания обучаемых актуальности изучаемого материала.

Практическое занятие по изучению правил использования МКЗТ является продолжением их детального изучения.

Практическое занятие должно отвечать требованиям проведения учебного процесса в военном авиационном инженерном вузе. Для привития курсантам навыков, необходимых для успешной практической деятельности в войсках, целесообразно применение современных методических приемов обучения с использованием виртуальных симуляторов МКЗТ.

Практическое занятие проводится двумя преподавателями в одной учебной группе. Ответственность за подготовку и проведение занятия несет ведущий преподаватель. Накануне практического занятия преподавателям необходимо:

- провести целевую самоподготовку, на которой ознакомить курсантов с темой предстоящего занятия и помочь им качественно подготовиться к занятию;

- выдать курсантам задание на каждое рабочее место;

- назначить старших групп из числа курсантов;

- проверить готовность к занятию техники, укомплектованность учебно-наглядных пособий, наличие и исправность ТСО. На практическом занятии используются как традиционные методические приемы обучения: конспектирование узловых вопросов, самостоятельная работа под руководством преподавателей; метод проблемных вопросов и т.д., так и инновационные, с применением виртуальных симуляторов.

Для качественного изучения и отработки практических вопросов эксплуатации МКЗТ (ВЗ-20-350) целесообразно использование следующего алгоритма действий по выполнению различных операций при работе на виртуальном симуляторе [2].

Зарядка воздухом баллонов воздухозаправщика

Для зарядки сжатым воздухом баллонов воздухозаправщика необходимо выполнить следующее:

- навести курсор на вентиль ЗАРЯДКА и открыть его маховичком. При этом манометр на линии эарядки должен показывать давление воздуха от компрессорной станции;

 

 

 

 

 

 

 

- открыть один из вентилей группы баллонов маховичком 2, 4, 6, 8 или 10, заполнить ее воздухом до давления 350 кгс/см2.

 

Следить за давлением по одному из манометров 1,3,5,7 и 9.


 

 

 

 

 

Зарядку баллонов вести по группам в любой последовательности;

- закрыть один из вентилей маховичком 2,4,6,8 и 10, заполненной воздухом группы баллонов;

- после заполнения воздухом групп баллонов до давления 350 кгс/см2 закрыть вентиль на пульте управления компрессорной станции;

- открыть дренажный вентиль маховичком 31 и стравить давление воздуха из шланга и линии зарядки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Контролировать падение давления по манометру 33;

 

 

 

 

 

 

 

 

- отсоединить рукав от компрессорной станции и заправщика;

- установить заглушки на наконечники рукава и штуцер на панели зарядки.

3) Самостоятельная подготовка

Для самостоятельной подготовки и самопроверки освоенных теоретических знаний и практических навыков очень эффективно применение программных обучающих (тестирующих) комплексов. Накануне практического занятия необходимо:

- провести целевую самоподготовку, на которой ознакомить курсантов с темой занятия и помочь им качественно подготовиться к занятию;

- выдать задание на каждое рабочее место;

- назначить старших групп из числа курсантов;

- проверить укомплектованность и готовность к занятию техники, учебно-наглядных пособий и ТСО.

Самостоятельная работа курсантов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных на теоретических и практических занятиях знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих систем (виртуальных симуляторов МКЗТ), а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам.

Самостоятельная работа организуется командирами подразделений курсантов, обеспечивается и контролируется кафедрами. Время для нее отводится распорядком дня
из расчета не менее 3—4 часов ежедневно. Учебный отдел вуза (учебная часть факультета) систематически осуществляет контроль
за организацией самостоятельной работы слушателей и курсантов, результаты контроля анализируются в вузе (на факультете) не реже одного раза в месяц. Основная цель данного вида занятий состоит в обучении курсантов методам самостоятельной работы с учебным материалом, в том числе с использованием автоматизированных обучающих систем.

В процессе работы курсант может получить подсказки или комментарии к рассматриваемому вопросу, а также увидеть правильные варианты ответов на текущий вопрос. Для повышения эффективности обучения отработка практических вопросов производится на виртуальных симуляторах МКЗТ. Необходимо, чтобы база вопросов и вариантов ответов составлялась профессионалами, которые имеют не только большой опыт профессиональной деятельности по эксплуатации МКЗТ, но и большой опыт преподавания в высших военных учебных заведений. Только в этом случае база данных будет содержать вопросы, которые необходимо усвоить квалифицированному специалисту наземного обеспечения ВВС.

4) Проверка знаний (аттестация)

Контроль успеваемости и качества подготовки курсантов включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую аттестацию.

Текущий контроль успеваемости предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала по конструкции и эксплуатации МКЗТ. Он может проводиться в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем или предусмотренной тематическим планом. Результаты текущего контроля успеваемости отражаются в журнале учета учебных занятий и используются учебным отделом, факультетами и кафедрами для оперативного управления образовательным процессом.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине (курсу) и проводится в форме зачетов, экзаменов, защиты курсовых работ (проектов, задач). Формы промежуточной аттестации устанавливаются учебным планом.

Проверка знаний курсанта – необходимое условие для его аттестации. Проверка знаний по усвоению вопросов конструкции и эксплуатации МКЗТ с применением виртуальных симуляторов очень эффективный инструмент контроля.

Особенность данной методики заключалось в том, что она включала два этапа проведения практического шестичасового занятия:

1. Первый этап (два часа учебного времени) – повторение изученного материала, имитация выполнения операций и первичное закрепление навыков по использованию ВЗ-20-350 на модели реального объекта, т.е. с применением виртуального симулятора;

2. Второй этап – активизация, закрепление практических навыков на реальном объекте. С учетом единичного количества реального воздухозаправщика и подгруппы обучающихся по 12-15 человек на второй этап практического занятия учебного времени отводилось больше – 4 часа.

В начале работы обучаемого курсанта на виртуальном симуляторе вызывалось натуральное изображение пульта управления спецоборудованием ВЗ-20-350, где курсант изучал и запоминал расположение манометров и вентилей, производил тренировку открытия и закрытия воздушных вентилей, то есть приобретал практические навыки управления симулятором.

Отработав приемы управления, курсант переходил к следующему этапу работы на симуляторе – к обучению. В данном режиме курсант производил выполнение операций, связанных с эксплуатацией воздухозаправщика ВЗ-20-350. Обучаемый получал задание по выполнению конкретных практических операций, например, перепуск воздуха из одной группы баллонов в другую, последовательная и одновременная зарядка групп баллонов воздухозаправщика, выдача воздуха потребителю. Данные операции курсант выполнял самостоятельным управлением вентилями, с визуальным контролем изменения давления по манометрам.

В ходе неоднократной отработки учебного материала курсантами запоминались расположения приборов и вентилей воздухозаправщика, последовательность выполнения операций.

Таким образом, проведение практических занятий с использованием виртуального симулятора позволило каждому курсанту работать на отдельной модели функционирования воздухозаправщика ВЗ-20-350, чем была достигнута индивидуализация обучения.


Библиографический список
  1. Методические рекомендации по реализации требований к создаваемым тренажерам в рамках ФЦП “Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации.
  2. Графические материалы по газозарядным и теплотехническим средствам: Учебное пособие/Сост.: Хомяков Е.И., Папилин П.И.. и др. –Воронеж; ВВВАИУ, 1998, с.8-32.


Все статьи автора «Дзюбенко Олег Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: