УДК 629.113

ОБ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЯХ БТР-80 И ИХ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Постников Александр Александрович1, Пархоменко Александр Викторович2, Гумелёв Василий Юрьевич3
1в/ч 21208, начальник станции
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук

Аннотация
В статье подробно рассмотрены особенности установки стартерных аккумуляторных батарей на бронетранспортер БТР-80, подключение батарей к бортовой сети машины и операции, выполняемые при их техническом обслуживании.

Ключевые слова: аккумуляторщик, блок защиты, крепление., подсоединение, танковая аккумуляторная батарея


ABOUT THE BATTERIES BTR-80 AND MAINTENANCE

Postnikov Aleksandr Aleksandrovich1, Parhomenko Alexander Viktorovich2, Gumelev Vasiliy Yuryevich3
1m/u 21208, the chief of station
2Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences
3Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, associate professor

Abstract
The article detailed the installation of storage batteries on the BTR-80, connecting the batteries to the vehicle and operations performed while maintaining them.

Keywords: battery attendant, connection, mount., protection unit, tank battery


Библиографическая ссылка на статью:
Постников А.А., Пархоменко А.В., Гумелёв В.Ю. Об аккумуляторных батареях БТР-80 и их техническом обслуживании // Современная техника и технологии. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2015/07/6511 (дата обращения: 12.07.2023).

Крайне актуальным является вопрос поддержания аккумуляторных батарей в исправном состоянии при эксплуатации боевых машин в особых условиях. Исправное состояние батарей обеспечивает подвижность бронетранспортера БТР-80. Поддержанию подвижности машины посвящены публикации [1, 2, 3].

Аккумуляторные батареи бронетранспортера БТР-80 служат для питания стартера при пуске двигателя, а также являются резервным источником электроэнергией для всего электрооборудования машины при неработающих генераторах, т. е. при работе двигателя бронетранспортера на частотах вращения коленчатого вала менее 900 об/мин или неработающем двигателе [4].

На машине штатно установлены две параллельно соединенные между собой танковые аккумуляторные батареи типа 12СТ-85. Аккумуляторные батареи размещены в специальной нише отделения силовой установки с правой стороны машины (рисунок 1). Подключение батарей к бортовой сети осуществляется через блок защиты аккумуляторов (БЗА) [2]. На рисунке 1 на БЗА указывает стрелка.

Рисунок 1 – Размещение батарей на машине

БЗА защищает потребители электрической энергии от обратного включения батарей.

Доступ к батареям осуществляется через люк, закрываемый крышкой ниши для аккумуляторных батарей (рисунок 2), расположенной за верхней створкой правого бокового люка машины.

Рисунок 2 – Крышка ниши для аккумуляторных батарей

Крепление батарей в специальной нише представлено на рисунке 3. Батареи крепятся на специальном основании 5 двумя стяжками 2, которые с помощью гаек-барашков 3 через металлическую накладку 4 прижимают батареи к основанию. Для предотвращения соударения аккумуляторных батарей служит резиновая прокладка 8, которая установлена на накладке 4 крепления батарей к основанию. От теплового излучения двигателя батареи защищены экраном 10.

1 – крышка люка; 2 – стяжка; 3 – гайка-барашек; 4 – накладка; 5 – основание; 6 – провод;
7, 13, 15 – шины (перемычки); 8 – резиновая прокладка; 9 – защитная крышка; 10 – экран;
11 – блок защиты аккумуляторных батарей; 12 – ручка; 14 – аккумуляторные батареи

Рисунок 3 – Установка аккумуляторных батарей

Взамен аккумуляторных батарей типа 12СТ-85 допускается установка аккумуляторных батарей типа 6СТ-190 (рисунок 4). В случае их применения соединение батарей между собой должно быть последовательным. Соединение осуществляется специальным проводом 5903–3724190 сечением 70 мм2, входящим в эксплуатационный комплект ЗИП на 10 машин (5903–3906234).

Рисунок 4 – Танковая аккумуляторная батарея 12СТС-85АС1 и автомобильная аккумуляторная батарея 6СТ-190АП

Схема подключения батарей к бортовой сети машины приведена на табличке (рисунок 5), размещенной в машине на внутренней стороне крышки люка ниши аккумуляторных батарей.

Рисунок 5 – Табличка со схемой подсоединения аккумуляторных батарей

Отрицательный вывод батарей через дистанционный электромагнитный выключатель присоединён к корпусу машины. Кнопка ручного включения выключателя установлена на перегородке боевого отделения, а дистанционного – на щитке приборов водителя (кнопочный выключатель БАТАРЕЯ). При нажатии на кнопку батареи включаются в бортсеть, что подтверждается загоранием контрольной лампы ГОТОВНОСТЬ К ПУСКУ на щитке приборов (рисунок 6). При повторном нажатии кнопки аккумуляторные батареи отключаются от бортовой сети.

Положительный вывод батарей присоединяется к выводу тягового реле стартера.

    а                                                                                         б

а – кнопка ручного привода выключателя аккумуляторных батарей выведена на перегородке боевого отделения; б – кнопка выключателя дистанционного аккумуляторных батарей на щитке приборов водителя

Рисунок 6 – Кнопки выключателя аккумуляторных батарей

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей следует проводить в объемах и в сроки согласно Руководству по свинцовым стартерным батареям [5], Техническому описанию и инструкции по эксплуатации аккумуляторной батареи типа 12СТ-85, входящему в комплект эксплуатационных документов машины. Работы по обслуживанию батарей необходимо по возможности совмещать с проведением соответствующих видов технического обслуживания машины.

Без снятия батарей с машины водителем БТР-80 должны проводиться следующие работы:

- осмотр и очистка поверхности батарей от пыли и грязи, проверка плотности крепления наконечников проводов к полюсным выводам батарей, проверка плотности крепления батарей в нише для аккумуляторных батарей и работоспособности батарей по вольтамперметру машины.

Все вышеперечисленные работы выполняются в ходе ежедневного технического обслуживания машины [6], но не реже одного раза в пятнадцать суток. При их выполнении следует использовать ключи гаечные 10×12мм, 14×17 мм, 17×19мм из инструмента водителя.

При снятых с бронетранспортера батареях один раз в три месяца водитель визуально проверяет чистоту вентиляционных отверстий пробок аккумуляторов батарей и при необходимости их очищает, а также проверяет уровень электролита во всех аккумуляторах и доводит при необходимости путем долива дистиллированной воды в аккумуляторы уровень до нормы. Летом, при температуре окружающего воздуха плюс 25 °С и выше, уровень электролита проверяется не реже одного раза в месяц.

Перед установкой батарей на бронетранспортер следует при необходимости очистить контактные поверхности полюсных выводов батарей и наконечников соединительных проводов от окислов и обильно смазать их смазкой Литол-24.

Степень разряженности аккумуляторных батарей по плотности их электролита проверяет один раз в три месяца аккумуляторщик на зарядной аккумуляторной станции в парке воинской части (зимой разряженность батарей проверяется не реже одного раза в месяц).

Если батареи разряжены летом на 50%, а зимой – на 25%, то аккумуляторщику их необходимо зарядить на оборудовании зарядной станции. Батареи также заряжают при переходе техники с летнего сезона эксплуатации на зимний и с зимнего на летний.

Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) для батарей типа 12СТ-85 проводится один раз в девять месяцев, а для батарей типа 6СТ190 – один раз в год. Для аккумуляторных батарей всех БТР-80, поступающих из других войсковых частей, проведение КТЦ является обязательным. Заряд батарей и КТЦ проводится аккумуляторщиком на зарядной станции.

Перед началом работ с аккумуляторными батареями поверхность их крышки (крышек – у батарей с отдельными ячеистыми крынками) следует протереть от пыли и грязи чистой сухой ветошью (рисунок 7).

Рисунок 7 – Протирка крышек батарей чистой ветошью

Проверка надежности крепления самих батарей в нише аккумуляторных батарей и плотности крепления шин (наконечников проводов) к полюсным выводам батарей производится в местах, указанных на рисунке 8.

Рисунок 8 – Места проверки надежности крепления батарей в нише аккумуляторных батарей и плотности крепления шин (наконечников проводов) к полюсным выводам батарей

Вышеуказанная проверка осуществляется методом подтяжки резьбовых соединений с применением ключей гаечных 10×12 мм, 14×17 мм и 17×19 мм (рисунок 9).

Рисунок 9 – Проверка надежности и плотности крепления шин (наконечников проводов) к полюсным выводам батарей

Проверка надёжности крепления наконечника провода от положительного вывода батарей к выводу тягового реле стартера (рисунок 10) также осуществляется методом подтяжки гайки резьбового соединения.

Рисунок 10 – Проверка надёжности крепления наконечников проводов от батарей к выводу тягового реле стартера


Библиографический список
  1. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В. Взаимозаменяемость стартерных батарей бронетранспортера БТР-80. // Современная техника и технологии. – Июнь, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/06/2069 (дата обращения: 17.04.2015).
  2. Гумелёв В.Ю., Постников А.А. Чрезвычайный способ пуска двигателя бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/05/3360  (дата обращения: 21.04.2014).
  3. Гумелёв В.Ю., Картуков А.Г., Пархоменко А.В. Использование трофейных аккумуляторных батарей на бронетранспортере БТР-80 // Современная техника и технологии. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/01/1480 (дата обращения: 17.04.2015).
  4. Свинцовые стартерные аккумуляторные батареи [Текст]: руководство. – М. : Воениздат, 1983. – 184 с.
  5. Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 5903 [Текст]: – Рязань: Министерство Обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление. 2006 – 494 с.
  6. Гумелёв  В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР-80: учеб. пособие. Ч. 1 [Текст] / В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, С.Н. Бистерфельд, А.Г. Картуков. – Рязань: РВВДКУ, 2014. – 189 с.

 



Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: