УДК 004.4

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМ ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ

Пиший Сергей Александрович1, Давлеткиреева Лилия Зайнитдиновна1, Назарова Ольга Борисовна1
1Магнитогорский государственный университет

Аннотация
Данная статья посвящена развитию информационных технологий в финансовой индустрии, а именно описанию основных особенностей систем интернет-банкинга. В связи со стремительным развитием информационных, в частности Интернет-технологий, статья является актуальной для своего времени.

Ключевые слова: банк, интернет-банкинг, Мобильный интернет-банкинг


GENERAL DESCRIPTION OF THE SYSTEMS OF INTERNET BANKING

Pishiy Sergey Aleksandrovich1, Davletkireeva Liliya Zainitdinovna1, Nazarova Olga Borisovna1
1Magnitogorsk State University

Abstract
This paper focuses on the development of information technology in the financial industry, namely the description of the main features of Internet banking. Due to the rapid development of information technology, especially Internet technology, the article is relevant for its time.

Библиографическая ссылка на статью:
Пиший С.А., Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б. Общее описание систем интернет-банкинг // Современная техника и технологии. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/10/2554 (дата обращения: 27.05.2017).

1. Актуальность Интернет-банкинга

Интернет-банкинг – это сервис, позволяющий управлять своим банковским счетом через Интернет. Для полноценной работы с системой Интернет-банкинга достаточно иметь устройство, подключенное к Интернету и имеющее браузер или же специальное приложение, предоставляемое поставщиком финансовых услуг т.е. банком или сторонней компанией.

Интернет-банкинг позволяет:

  • Осуществлять с банком обмен всеми видами финансовых документов;
  • Получать информацию и документы по всем счетам банка в любое время и за любой период;
  • Обеспечить отслеживание обработки финансовых документов на всех этапах и получить информацию о результатах обработки;
  • Своевременно оповещать клиентов об ошибках и других нештатных ситуациях;
  • Взаимодействовать с любыми видами счетов любых банков в одном интерфейсе(в случае системы интернет-банкинга, предоставляемой не одним банком, а сторонней компанией);

Преимущества Интернет-банкинга

1)                Простота в использовании – чтобы управлять своими счетами, не обязательно быть специалистом в сфере информационных технологий и обладать специальными навыками и знаниями.

2)                Оперативность – взаимодействие между пользователем и финансовой организацией происходит в режиме реального времени. Отслеживание всех этапов обработки документов на экране устройства, используемого для доступа в интернет. Обновление информации о состоянии платежей и счетов с заданной периодичностью или по запросу

3)                Удобство – простота подключения и взаимодействия с системой интернет-банкинга – необходимо иметь счет в банке, договор с банком о возможности обслуживания через интернет, устройство с помощью которого можно выйти в интернет через браузер или с установленным приложением системы интернет-банкинг. Возможность совершать платежные операции в адрес тех клиентов банка, которые не подключены к системе интернет-банкинг. Отсутствие необходимости многократной проверки ошибок в финансовых документах, поскольку система проверяет наличие ошибок и оповещает о них клиента. В случае, если документ с ошибкой был отправлен или подтвержден, то можно в течение некоторого времени отменить операцию.

4)                Конфиденциальность – передаваемая информация шифруется в соответствии с международным протоколом криптографии SSL; Безопасность обеспечивается так же использованием взаимодействующими сторонами электронных цифровых подписей(ЭЦП). Система идентификации и аутентификации обеспечивает подлинность взаимодействующих сторон.

5)                Возможность контроля – все этапы электронного взаимодействия подтверждаются соответствующими документами и отчетами, которые пользователь может просмотреть и распечатать в любой удобный для него момент. Электронные финансовые документы, подтвержденные ЭЦП, обладают такой же юридической силой, как и бумажные документы, подтвержденные подписями и печатью.

2. Специфика интернет-банкинга

Отличие Интернет-банкинга от классической системы Клиент-банк

Интернет-банкинг – это более совершенная система взаимодействия между клиентом и банком. Эта система сохранила в себе все положительный стороны оффлайн банкинга, но так же имеет множество преимуществ перед ним:

  • Клиент может получать любую информацию о состоянии своего счета, финансовых документах и о банке, предоставляющем ему услуги в любое время, в любой точке мира с помощью любого устройства подключенного к сети Интернет.
  • Весь документооборот производится в электронном виде, нет необходимости предоставлять банку документы на бумажном носителе, но по запросу клиент может получить любые документы в виде бумажных копий электронных, с соответствующими подписями и печатями.

Программное обеспечения в Интернет-банкинге

1. Пользовательский интерфейс

Для взаимодействия с данной системой сотрудников банка имеется соответствующее ПО. Поскольку нужды клиентов и работников банка в рамках данной системы различаются, то программное обеспечение для работников банка является узко специализированным и ориентировано на сотрудников определенной квалификации.

2. Клиентское программное обеспечение

Одни системы интернет-банкинга доступны через любое устройство, подключенное к интернету и имеющее какой-либо браузер, другие требуют установку специального приложения. Сейчас встречаются и те и другие виды, предоставляемые как банком, так и сторонними компаниями-разработчиками. Мобильность системы с использованием браузера намного выше, однако многие предпочитают системы с дополнительным ПО в связи с более высоким быстродействием.

3. Используемые средства защиты

Для обоих видов системы интернет-банкинга предусматриваются как программные, так и аппаратные средства защиты передаваемой информации, которые обеспечивают высокий уровень безопасности.

3. Мобильный интернет-банкинг

Приложения мобильного интернет-банкинга – это сервисы нового поколения, предоставляющие клиентам все возможности классического интернет-банкинга по средствам мобильных устройств, подключенных к интернету через мобильного оператора или Wi-Fi, на которые установлены эти приложения.

Мобильные приложения предоставляют:

  • Удобный и интуитивно понятный интерфейс, разработанный под конкретную мобильную платформу
  • Защиту от несанкционированного доступа к функциям приложения
  • Возможность передачи данных по защищенному каналу связи
  • Валидацию данных пользователя при осуществлении банковской операции или формировании финансовых документов
  • Сохранение некоторых параметров операций, для обеспечения более высокой скорости повторного выполнения

Сейчас самыми популярными мобильными платформами являются IOS, Android и Windows Phone. Большинство приложений мобильного интернет-банкинга имеют версии для каждой из данных платформ.

Вывод

В наше время применение информационных технологий в финансовой индустрии имеет огромное значение, поскольку количество финансовых операций, совершаемых клиентами банков, с каждым годом растет. В связи с этим возникла необходимость перенести некоторую часть обслуживания клиентов в режим удаленного взаимодействия по средствам сети Интернет. Поэтому использование систем интернет-банкинга необходимо изучать и развивать, создавая более совершенные системы.


Библиографический список
  1. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Финансы и статистика. 2006
  2. Рудакова О.С. Банковские электронные услуги. М.: Вузовский учебник, 2009.


Все статьи автора «Пиший Сергей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: