УДК 629.113

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ СПОСОБ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА БТР-80

Гумелёв Василий Юрьевич1, Постников Александр Александрович2
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук
2в/ч 21208, начальник станции

Аннотация
В статье рассмотрен способ электростартерного пуска дизеля бронетранспортера БТР-80, имеющий достаточно важное практическое значение при эксплуатации машины в особых условиях. Умелое применение данного способа позволит выполнить поставленную задачу даже при отсутствии аккумуляторных батарей на БТР-80.

Ключевые слова: аккумуляторные батареи, бронетранспортер БТР-80, розетка для пуска двигателя, специальные провода


EXTRAORDINARY WAY OF STARTING ENGINE ARMORED PERSONNEL CARRIER BTR-80

Gumelev Vasiliy Yuryevich1, Postnikov Aleksandr Aleksandrovich2
1Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences
2m/u 21208, chief of station

Abstract
In the article the method of electric start diesel Bonatrans-porter BTR-80, having very important practical value in use under special conditions. Skilful application of this method allows to perform the task, even in the absence rechargeable batteries on the BTR-80.

Keywords: armored personnel carrier BTR-80, rechargeable battery, socket for engine start, special wires


Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю., Постников А.А. Чрезвычайный способ пуска двигателя бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2014/05/3360 (дата обращения: 13.07.2023).

Исправность системы электростартерного пуска во многом определяет высокую маневренность бронетранспортеров и боевых машин, а значит и способность экипажей и подразделений эффективно выполнять поставленные боевые задачи. Если на бронетранспортере БТР-80 по какой-либо причине нет аккумуляторных батарей или они сильно разряжены, то электростартерный пуск двигателя машины не возможен.

Установка аккумуляторных батарей на машине представлена в соответствии с рисунком 1.   

а

б

в

а – ниша для установки батарей бронетранспортера БТР-80 (машина без батарей); б – аккумуляторные батареи типа 12СТ-85, установленные на БТР-80; в – установка батарей на бронетранспортере БТР-80

1 – крышка люка; 2 – стяжка; 3 – гайка-барашек; 4 – накладка; 5 – основание; 6 – провод; 7, 13 и 15 – шины (перемычки); 8 – резиновая прокладка; 9 – защищая крышка; 10 –экран; 11 – блок защиты аккумуляторных батарей; 12 –ручка батареи; 14 – аккумуляторные батареи

Рисунок 1 – Установка аккумуляторных батарей типа 12СТ-85 на БТР-80

В машине имеется розетка для пуска двигателя от внешнего источника. Для доступа к розетке необходимо открыть люк доступа к аккумуляторным батареям (он находиться справа по ходу движения машины).

В нише аккумуляторных батарей (в люке слева по ходу движения) размещена розетка внешнего пуска.

Используя специальные провода из группового комплекта 5903-3906234 ЗИП (на 10 машин) при необходимости (при разряженных или отсутствующиз на машине батареях) можно пустить двигатель бронетранспортера от внешнего источника постоянного тока, например, от батарей другого БТР с работающим двигателем. Специальные провода подключается к розеткам внешнего пуска обеих машин. На проводах с обеих сторон имеются маркированные наконечники с нанесенными знаками полярности.

Согласно [1] при отсутствующих или неисправных аккумуляторных батареях допускается временная работа двигателя без батарей. В этом случае пуск двигателя производится от внешнего источника питания только после того, как предварительно будет отсоединена плюсовая шина от блока защиты аккумуляторных батарей.

Но при определенных обстоятельствах в особых условиях (например, при ведении боевых действий, выполнении миротворческой миссии или ликвидации чрезвычайных ситуаций) при неисправных (отсутствующих) батареях бронетранспортера иногда приходится осуществлять пуск двигателя машины с помощью подручных средств, используя их вместо штатных специальных проводов.

Для электростартерного пуска в принципе можно применять любые провода или металлические пруты, соответствующей площади сечения и длины. На каждом бронетранспортере в шанцевом инструменте имеется лом. В особых условиях его можно использовать для того, чтобы осуществить электростартерный пуск двигателя бронетранспортера БТР-80. При этом необходимо действовать в следующей последовательности:

- установить на ровной площадке бронетранспортер с неисправными батареями (без батарей) и бронетранспортер с исправными батареями и работающим двигателем. Передние (носовые) части машин должны быть направлены в противоположные стороны. Люки доступа к аккумуляторным батареям должны находиться напротив друг друга. Расстояние между машинами должно быть около 1 м (рисунок 3);

- на бронетранспортерах открыть люки ниш аккумуляторных батарей для доступа к ним;

- взять ломы из шанцевого инструмента каждой машины;

- одним ломом надежно соединить корпуса обоих бронетранспортеров. Места соединения корпусов ломом должны быть очищены от краски. Другим ломом надежно соединить выводы блоков защиты (рисунки 1, в и 2) машин;

- включить на бронетранспортере с неисправными батареями выключатель аккумуляторных батарей;

- осуществить электростартерный пуск двигателя бронетранспортера с неисправными батареями (без батарей) в штатном режиме;

- после пуска двигателя немедленно выключить на бронетранспортере с неисправными батареями (без батарей) выключатель аккумуляторных батарей и отсоединить ломы.

Требования безопасности при рассмотренном выше способе электростартерного пуска двигателя бронетранспортера БТР-80 достаточно просты и должны быть следующими:

- во избежание ожогов личного состава экипажа машины держать ломы следует в перчатках (например, зимних) или через ветошь;

- во избежание поражения электрическим током личный состав экипажа машины, принимающий участие описанном выше способе электростартерного пуска двигателя бронетранспортера БТР-80 в особых условиях не должен размещаться на мокрых влажных участках местности. Необходимо под ноги положить резиновые коврики или сидения с машины;

- во избежание короткого замыкания лом должен быть плотно прижат к выводам блоков защиты аккумуляторных батарей, и ни в коем случае не касаться корпуса машин.

1 – бронетранспортер БТР-80 с исправными аккумуляторными батареями; 2 – бронетранспортер

БТР-80 с неисправными аккумуляторными батареями; 3 – военнослужащий, соединяющий корпуса обоих бронетранспортеров с помощью лома; 4 – военнослужащий, соединяющий выводы блоков защиты с помощью лома

Рисунок 2 – Электростартеный пуск двигателя бронетранспортера БТР-80 с помощью подручных средств (ломов из шанцевого инструмента машин)

В особых условиях при неисправных батареях бронетранспортера также можно осуществить электростартерный пуск двигателя бронетранспортера от аккумуляторных батарей автомобиля с напряжением бортовой сети 24 В с использованием  того же лома из комплекта шанцевого инструмента БТР-80 и любого гибкого металлического проводника (рисунок 3) с площадью поперечного сечение не менее 30 мм2. Ломом целесообразно соединить корпус бронетранспортера и раму машины, гибким проводником – вывод блока защиты бронетранспортера и вывод «+» аккумуляторных батарей автомобиля.

 

1 – автомобиль семейства «Мотовоз-1»; 2 – бронетранспортер БТР-80 с неисправными аккумуляторными батареями; 3 – военнослужащий, соединяющий корпуса обоих машин с помощью лома; 4 – военнослужащий, соединяющий выводы блока защиты с выводом «+» аккумуляторных батарей автомобиля с помощью гибкого металлического проводника с площадью поперечного сечение не менее 30 мм2

Рисунок 3 – Электростартеный пуск двигателя бронетранспортера БТР-80 от аккумуляторных батарей автомобиля с помощью подручных средств

Порядок электростартерного пуска двигателя такой же, как и в первом рассмотренном случае.

Отметим, что рассмотренный способ электростартерного пуска дизеля бронетранспортера БТР-80 достаточно прост по своей сути, но при практическом выполнении требует высокой выучки экипажа. Применять такой способ пуска двигателя в условиях повседневной эксплуатации бронетранспортера крайне не рекомендуется.


Библиографический список
  1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 5903 [Текст]: – Рязань: Министерство Обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление. 2006 – 494 с.


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: