УДК 355.48

МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ЗАМЕТНОСТИ ОБЪЕКТОВ НА ПОЛЕ БОЯ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

Тиханычев Олег Васильевич
27 Центральный научно-исследовательский институт Минобороны России
кандидат технических наук, профессор Академии военных наук

Аннотация
На ранних этапах ведения боевых действий окраска обмундирования служила, преимущественно, для визуального отличия своих войск от противника. С повышением дальнобойности и точности оружия, с появлением автоматического оружия, военная одежда приобрела и функцию маскировки. Сначала появилась однотонная окраска цвета «хаки», потом и камуфлированная раскраска. В статье рассмотрена история развития методов повышения скрытности личного состава и вооружения за счёт применения защитной раскраски обмундирования и военной техники.

Ключевые слова: армейский камуфляж, защитная окраска, история обмундирования, Повышение скрытности на поле боя


METHODS TO IMPROVE STEALTH OBJECTS ON THE BATTLEFIELD: HISTORICAL RETROSPECTIVE

Tikhanychev Oleg Vasilevich
27th Central Research Institute of the Ministry of Defence of Russia
Candidate of Technical Sciences, Professor

Abstract
In the early stages of combat operations stain clothing served for visual distinction of its troops from the enemy. With increasing accuracy and range of a weapon, with the advent of automatic weapons, uniforms purchased masking function. First came monochrome painting of the "hacks", and then camouflage coloring. The article describes the history of development of methods for increasing secrecy due to the coloring of uniforms and military equipment.

Keywords: and then camouflage coloring. The article describes the history of development of methods for increasing secrecy due to the coloring of uniforms and military equipment, In the early stages of combat operations stain clothing served for visual distinction of its troops from the enemy. With increasing accuracy and range of a weapon, uniforms purchased masking function. First came monochrome painting of the "hacks", with the advent of automatic weapons


Библиографическая ссылка на статью:
Тиханычев О.В. Методы снижения оптической заметности объектов на поле боя: историческая ретроспектива // Современная техника и технологии. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2016/07/9658 (дата обращения: 14.07.2023).

В рамках извечного противостояния между средствами нападения и защиты армия каждой страны старалась развивать обе эти составляющие процесса военного противоборства. Средства защиты развивались как в направлении обеспечения физической защищенности объектов на поле боя, так и повышения скрытности их действий. На современном этапе данного противостояния, с появлением мощного дальнобойного и высокоточного оружия второе направление стало приоритетным. Оно реализуется, в первую очередь, через совершенствование средств маскировки: как специализированных, так и в составе военной формы одежды. Историческая ретроспектива этого процесса наиболее наглядно проявляется в развитии средств обеспечения скрытности в оптическом диапазоне.

На ранних этапах развития военного дела при ведении боевых действий, форма одежды и различные сигнальные атрибуты войск были необходимы для обеспечения видимых различий между подразделениями, как противоборствующих армий, так и внутри каждой из них. Это определялось способом управления боевыми действиями, при котором оценка текущей обстановки была, преимущественно, визуальной [1].

Но времена менялись, рос масштаб боевых действий, появилось эффективное дальнобойное оружие. В соответствии с новыми условиями ведения боя изменились и требования к обмундированию и амуниции. Одним из очевидных изменений, позволившим повысить скрытность действий и защищённость личного состава, стало приведение окраски предметов формы одежды к цвету окружающей местности [2].

Полевая военная форма одежды стала целенаправленно шиться из ткани защитно-маскировочного цвета в конце XIX — начале XX века. Так, в конце XIX века британские колониальные войска в Индии были переодеты в форму цвета хаки (англ. - khaki, от персидского «хак» – пыльный, земляного цвета). Впервые она была  использована британской армией в Индии в 1867-1868 годах для вспомогательных подразделений, состоящих из местных жителей. К началу южноафриканской войны с бурами в 1899-1902 годах уже и основные подразделения британской армии были переведены на новую полевую форму. Англичане не просто одели в форму защитного цвета войска, но и окрашивали в этот цвет технику и даже гужевых животных. Форма цвета хаки успешно показала себя на поле боя. А вот пренебрежение маскировкой в эпоху скорострельного и дальнобойного оружия дорого обходилось войскам. Во время русско-японской войны русская пехота, одетая в белые рубахи несла неоправданно высокие потери. В литературе описаны случаи, когда наши солдаты перед боем намеренно вываливали рубахи в грязи, чтобы приблизить цвет формы к цвету местности. С учётом опыта ведения боевых действий уже перед Первой мировой войной форму защитного цвета приняли на снабжение армии практически всех ведущих государств.

Но простое приближение цвета маскируемого объекта к окраске окружающей местности не в полной мере решало задачу повышения скрытности. Решение, как это часто бывает, подсказала природа – пятнистая раскраска, размывающая контуры предмета, скрывающая его геометрический центр, отдельные детали и направление движения, чтобы затруднить распознавание и прицеливание. В 1939 году во Франции была запатентована пятнистая раскраска военной формы («пуантилистически-динамичный камуфляж») или «хамелеон-метод» [3]. И само слово камуфля́ж появилось в русском языке от французского camouflage (маскировка). Получившаяся расцветка не просто приближала цвет объекта к фону местности, она обеспечивала размывание контуров предметов, обеспечивая новый подход к повышению скрытности.

Схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались под конкретную местность, на которой велись боевые действия. За основу, определяющую цветовую насыщенность рисунка, его геометрическое построение и контрастность, принимались особенности человеческого зрения в светлое время суток.

К началу Второй мировой войны камуфляж был внедрён во всех ведущих армиях мира. Камуфляж создавался с учётом географических особенностей местности предполагаемого боя и времен года. Наиболее активно во время Второй мировой использовался зимний камуфляж — белые маскхалаты, надевавшиеся поверх основной формы. Данные маскхалаты были как однотонного белого цвета, так и пятнистой окраски.

В Красной армии камуфляжная форма была введена в первой половине Великой Отечественной войны для снайперов, сапёров и разведчиков. Это были маскировочные костюмы с неровными пятнами (в форме амёбы) коричневого или чёрного цвета на фоне цвета хаки или зелёном. В совокупности с мешковатостью самих костюмов, камуфляжная окраска обеспечивала достаточно высокую эффективность маскировки. В 1944 году появились камуфляжные костюмы светло-зелёного цвета с рисунками, имитирующими листья.

Фото 1.Варианты маскировочной окраски обмундирования Красной Армии

В британской армии для оснащения десантных подразделений применялись так называемые «куртки Дэнисона» (Denison smock) с расцветкой «мазкового» типа. Рисунок куртки представлял собой сочетание пятен и мазков песочного, зелёного, коричневого и чёрного цветов, аналогичных современному камуфляжу DPM, но более крупных.

В армии США в Европе преимущественно использовался камуфляж Woodland – рисунок с пятнами 4-х цветов (черного, коричневого, зелёного и темно-желтого). На Тихоокеанском театре военных действий корпусом морской пехоты США использовался камуфляж типа US pacific, представлявший основу цвета хаки, на которую наносились пятна зелёного, светло- и тёмно-коричневого цветов. Камуфляж был выполнен двухсторонним, что позволяло использовать его в различных условиях обстановки.

В немецкой армии в годы Второй мировой войны, после экспериментов конца 30-х годов с остроугольными «осколочными» и «лиственными» расцветками, появилась достаточно эффективная маскировочная расцветка Flecktarn (от немецкого der Fleckt – «пятно, клякса» и die Tarnung – «маскировка»). «Флектарн» – это трёх-, четырёх-, пяти- или шестицветная «взрывная» камуфляжная расцветка. Использование точек создаёт шумовой оптический эффект, устраняющий чёткие границы между разными цветами, размывая границы маскируемого объекта. Расцветка была разработана для использования в условиях умеренного климата и смешанных лесов. Всего к концу 1944 года в вермахте использовалось около сорока вариантов камуфляжных расцветок. Маскировочная окраска униформы «флектарн» во время Второй мировой, стала одним из отличительных признаков войск СС. Этот факт сыграл отрицательную роль в отношении к достаточно перспективной форме окраски «флектарн» – после войны о ней надолго забыли, вернувшись к работе над её развитием только в конце 1970-х годов.

Фото 2.Варианты маскировочной окраски обмундирования Вермахта

В послевоенное время совершенствование камуфляжных расцветок и реализующей их формы одежды продолжилось. В армиях ведущих стран НАТО разработано большое количество расцветок камуфляжа: ACUPAT - Army Combat Unoform PatternMARPAT – Marine Pattern, DPM – Disruptive Pattern Material, MTP – Multi-Terrain-Pattern, CCE camo – Camouflage Central European, FlecktarnTropentarn, зимний Schneetarn и другие. Большинство из этих расцветок имеют вариации для разных театров военных действий и времен года: растительность, пустыня, городская расцветка, зимний и т.п. Совершенствование камуфляжа проходило на фоне череды локальных войн и вооруженных конфликтов, ведущихся во второй половине XX – начале XXI века.

Фото 3.Варианты современного камуфляжа стран НАТО: Woodland, ACUPAT, MARPAT, Fecktarn
Фото 4.Варианты пустынного камуфляжа стран НАТО: DPM Desert армии Великобритании, шестицветный и трёхцветный пустынный США, ACUPAT, Tropentarn

Работы по совершенствованию маскировочных расцветок велись и в армии СССР, а потом и России. В Советском Союзе был разработан рисунок «серебряный лист» образца 1957 года («Берёзка»), базовый камуфляж «Бутан» 1984 года (существовавший в виде цветовых решений для леса и в для пустынно-степной местности). Первые варианты камуфляжа армии России: ВСР-93 и ВСР-98 «Флора», были созданы с использованием советских наработок. Впоследствии был разработан собственный рисунок камуфляжа – «Цифровая флора», снижающий уровень видимости в движении, особенно для электронно-оптических средств наблюдения.

Сам принцип маскировки личного состава реализуется различными методами: раскраской предметов формы одежды, применением специальных маскировочных костюмов, маскировочными накидками, чехлами, лентами для оружия [4]. В дополнение к камуфляжной раскраске обмундирования и чехлов, используются другие методы маскировки: искажение контура за счёт мешковатости и лоскутковых костюмов, применение местных предметов – веток и грязи, использование камуфлирующего грима и т.п.

Отдельная область маскировки – камуфляжная раскраска боевой техники. Хотя, по опыту локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий, основные усилия по повышению скрытности военной техники сосредоточены в тепловом и радиолокационном диапазонах, оптическая маскировка не утратила своей актуальности. Цель маскировочной раскраски техники такая же как и для личного состава: обеспечить искажение контуров объектов, затрудняя их распознавание. Наряду с применением табельных маскировочных сетей и экранов, учёными разрабатываются специализированные распятнованные схемы, обеспечивающие максимальное искажение контуров защищаемых объектов. При этом очень часто наряду с заводской раскраской применяются методы, реализуемые в войсках. Например, создание защитных масок из ветвей деревьев. Или осуществление зимнего камуфляжа нанесением на технику раствора извести, как это делалось ещё в годы Второй мировой войны. А до настоящего времени применяется метод самостоятельного распятновывания объектов по схемам, приведённым в технической документации на образцы вооружения. На фотографии (фото 5) подразделение, которым когда-то командовал автор, камуфлированное природной глиной на период учений. Использование местных материалов не только удешевляет процесс маскировки, но и автоматически обеспечивает окраску естественными тонами под фон местности.

Фото 5.Маскировка техники путём распятновки подручными средствами

Для защиты военной техники в ходе военных конфликтов применялись и необычные виды камуфляжа, например, такие как «ослепляющий» (англ. Dazzle camouflage), используемый  для раскраски кораблей и судов в годы Первой мировой войны для того, чтобы затруднить применение оружия командирами подводных лодок противника [5]. Или, например, «обманная раскраска»: нанесение на нижнюю часть самолёта изображения фонаря кабины, как делали пилоты финских «Брюстеров» (Brewster F2A) в годы Второй мировой войны, чтобы запутать пилотов истребителей противника относительно направления манёвра. Но это уже не камуфляж в классическом понимании, а, скорее, меры по введению противника в заблуждение.

Фото 6.Вариант расцветки «ослепляющего» камуфляжа

Говоря о методах снижения оптической заметности объектов, нельзя не вспомнить и о маскировке зданий и сооружений. С глобализацией военных действий, когда стирается грань между фронтом и тылом, возникает потребность защиты крупных объектов, иногда целых городов. Кроме прикрытия их силами противовоздушной обороны, может использоваться и маскировка. Пример этого – комплексная маскировка Москвы, Ленинграда и Севастополя в годы Великой Отечественной войны. В Ленинграде и Севастополе менялась окраска и скрывались контуры наиболее заметных зданий. В Москве группа архитекторов и инженеров под руководством академика Бориса Иофана разработала фантастический для того времени проект: плоскостная (путём ложной окраски) и объёмная (строительством ложных сооружений) маскировка центра столицы. Грандиозный проект, вкупе с другими мерами защиты, выполнил свою функцию – немецким лётчикам так и не удалось выполнить прицельное бомбометание по центру города.

Говоря о методах снижения оптической заметности военных объектов, нельзя не вспомнить о влиянии камуфляжа на развитие моды в области гражданской одежды. Так, в конце 1960-х годов,  камуфляж пришел в гражданскую одежду в качестве символа протеста против войны в Индокитае. Мода на камуфляж вернулась в 1980-х, приобретя небывалое распространение в начале нового века в форме стиля «милитари». При этом, камуфляж в наше время всё больше становится символом протестной революционной борьбы, заполняя площади и бульвары «цветных» и «цветочных» революций. Недаром в парламентах некоторых стран поднимался вопрос о запрете камуфляжной одежды. Конечно, гражданская камуфляжная одежда имеет другую функцию, нежели военная. Она, в первую очередь, не маскирует владельца, а подчёркивает его статус. В итоге появилось достаточно много вариантов «коммерческого» камуфляжа, не имеющего со скрытием контуров объекта ничего общего. Но это уже своя, отдельная область использования камуфляжной раскраски. Естественно, широкое хождение камуфляжная одежда имеет и среди туристов и охотников. Хотя в последнем случае могут иметься отличия: охотничий камуфляж ориентирован на особенности зрения животных. Именно поэтому встречаются необычные варианты расцветки, например, с пятнами красных оттенков – неразличимого для животных, но делающими охотника заметным для людей, партнёров по охоте и повышающими его безопасность.

В военной сфере камуфляж не утратил значимость и в условиях современных боевых действий. Несмотря на появление на поле боя средств наблюдения и прицеливания, работающих не только в оптическом, но и инфракрасном и радио- диапазонах, оптический камуфляж и сейчас очень важен для снижения потерь личного состава и техники [6, 7]. Более того, как учит метод исторических аналогий, теперь логично будет ожидать распространение принципов камуфляжной одежды на реализацию её свойств в других диапазонах, а также с учётом особенностей «технического зрения» робототехнических систем, которых всё больше становится на поле боя [8]. И такие работы в ведущих армиях мира уже ведутся.


Библиографический список
  1. Тиханычев О.В. Поле русской славы // Гуманитарные научные исследования. 2016. №1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13754 (дата обращения: 19.01.2016).
  2. Тиханычев О.В. Армейский камуфляж // Военно-исторический журнал. – 2016. – №7. – С.77-79
  3. Владимир Баранов-Россине. Художник русского авангарда [Электронный ресурс]. URL:https://archive.is/20120710104632/mkrf.ru/news/regions/arxiv/detail.php
  4. Тиханычев О.В. Башлык // Военно-исторический журнал. 2014. № 11. С. 79.
  5. Иллюзии на флоте [Электронный ресурс]. URL: http://log-in.ru/articles/illyuzii-na-flote
  6. Выпасняк В.И., Тиханычев О.В. О повышении эффективности применения высокоточного оружия в военных конфликтах локального и регионального масштаба // Вестник академии военных наук. 2008. № 4. С. 43.
  7. Русанов И.П., Ясеновенко В.Г., Тиханычев О.В. Разведывательно-поражающие системы ВМФ – ретроспектива // Морской сборник. 2014. Т. 2004. № 3. С. 45-50.
  8. Симулин А.А., Глотов Д.А., Ещенко В.И., Тиханычев О.В. Некоторые аспекты применения робототехники в военном деле. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 27. С. 67-71.


Все статьи автора «Oberst»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: