УДК 004

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ «ОЦЕНКА ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ MS PROJECT

Конькова Дарья Сергеевна1, Новикова Татьяна Борисовна2, Матвеев Владислав Андреевич3
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студент
2ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», канд. пед. наук, доцент кафедры БИиИТ ИЭиАС
3ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студент

Аннотация
Данная статья посвящена проектированию экспертной системы «Оценка ИТ-специалистов» в среде MS Project.

Ключевые слова: информационные технологии, устав проекта, экспертная система


PLANNING EXPERT SYSTEM "ASSESSMENT OF IT PROFESSIONALS" WITH USE MS PROJECT

Konkova Daria Sergeevna1, Novikova Tatyana Borisovna2, Matveev Vladislav Andreyevich3
1Magnitogorsk State Technical University. GI Nosov, student
2Magnitogorsk State Technical University. GI Nosov, Ph.D., assistant professor of BIiIT IEiAS
3Magnitogorsk State Technical University. GI Nosov, student

Abstract
This article focuses on the design of "IT professionals rank" expert system in MS Project environment.

Keywords: MS Project


Библиографическая ссылка на статью:
Конькова Д.С., Новикова Т.Б., Матвеев В.А. Проектирование экспертной системы «Оценка ИТ-специалистов» с использованием MS Project // Современная техника и технологии. 2016. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/11/11370 (дата обращения: 27.05.2017).

Постановка задачи

NN – один из авторитетных многопрофильных технических университетов России.

Кафедра прикладной информатики Института энергетики и автоматизированных систем NN была образована в 2014 году, в состав которой вошли преподаватели кафедра информатики и информационных систем. Организационная структура кафедры представлена на рис.1 [1, 2].

Рисунок 1 -Типовая структура кафедры университета NN

Кафедра занимается подготовкой ИТ-специалистов. Для того, чтобы ИТ-специалисты были востребованы после окончания университета, должен быть составлен идеальный учебный план, чтобы по окончанию учебы выпускник усвоил все компетенции, согласно образовательному стандарту.

В настоящий момент студент для получения диплома должен пройти государственный экзамен, на котором будут проверяться, усвоил ли он компетенции, которые должны были формироваться у него в момент прохождения той или иной дисциплины. Для этого необходимо разработать образовательную программу, которая бы содержала гармонизированные требования профессиональных, образовательных и европейских стандартов [3, 4].

Для того чтобы сформировать перечень дисциплин и список вопросов, которые будущий ИТ-специалист должен знать, разработчику основной образовательной программы приходится руководствоваться национальным стандартом. Но, зачастую, работодатели ждут от выпускников несколько других навыков и умений (вследствие чего и появились профессиональные стандарты).

Таким образом, возникает проблема согласования национального и профессиональных стандартов, но не стоит так же забывать и про европейские стандарты квалификации ИТ-специалистов, которым выпускник в идеале тоже должен соответствовать. Решить несогласованность большого количества стандартов невозможно без использования информационных технологий. Для решения данной проблемы должна быть спроектирована экспертная система, в задачи которой, в будущем будет входить согласование компетенций  профессиональных, образовательных и европейских стандартов [5, 6].

Проектирование экспертной системы

Первыми шагами при создании календарного плана проекта являются: запуск нового плана проекта, определение начальной или конечной даты проекта, а также ввод общих сведений о проекте (рис.2.).

 

Рисунок 2 – Общие сведения о проекте

Для начала были выделены задачи и определена их длительность (таб.1.).

Таблица 1 – Задачи и сроки выполнения проекта

Название задачи Длительность Начало Окончание
Проектирование ЭС 55,52 дней Пн 04.04.16 Пт 24.06.16
   Предпроектное обследование 31,83 дней Пн 04.04.16 Пн 23.05.16
      Обследование предметной области 7,33 дней Пн 04.04.16 Ср 13.04.16
      Постановка задачи 5,83 дней Ср 13.04.16 Чт 21.04.16
      Формирование концептуальных требований 14,17 дней Чт 21.04.16 Вт 17.05.16
      Формирование итогового отчета 4,5 дней Вт 17.05.16 Пн 23.05.16
      Предпроектное обследование завершено 0 дней Пн 23.05.16 Пн 23.05.16
   Разработка ТЗ 5,83 дней Пн 23.05.16 Вт 31.05.16
   Проектное обследование 13,33 дней Вт 31.05.16 Пн 20.06.16
      Разработка эскизного проекта 4,5 дней Вт 31.05.16 Вт 07.06.16
      Разработка документации 4,5 дней Вт 07.06.16 Пн 13.06.16
      Разработка технического проекта 4,33 дней Пн 13.06.16 Пн 20.06.16

Продолжение Таблицы 1

   Формирование технико-экономического обоснования 4,52 дней Пн 20.06.16 Пт 24.06.16
   Создание отчетов 46,17 дней Вт 05.04.16 Вт 14.06.16
      Создание отчетов 1 1,53 ч Вт 05.04.16 Вт 05.04.16
      Создание отчетов 2 1,53 ч Вт 12.04.16 Вт 12.04.16
      Создание отчетов 3 1,53 ч Вт 19.04.16 Вт 19.04.16
      Создание отчетов 4 1,37 ч Вт 26.04.16 Вт 26.04.16
      Создание отчетов 5 1,53 ч Чт 05.05.16 Чт 05.05.16
      Создание отчетов 6 1,53 ч Вт 10.05.16 Вт 10.05.16
      Создание отчетов 7 1,53 ч Вт 17.05.16 Вт 17.05.16
      Создание отчетов 8 1,53 ч Вт 24.05.16 Вт 24.05.16
      Создание отчетов 9 1,53 ч Вт 31.05.16 Вт 31.05.16
      Создание отчетов 10 1,53 ч Вт 07.06.16 Вт 07.06.16
      Создание отчетов 11 1,37 ч Вт 14.06.16 Вт 14.06.16

При проектировании экспертной системы (ЭС) необходимо чтобы раз в неделю происходила фиксация проделанной работы. Поэтому сделаем повторяющуюся задачу – «Создание отчетов».[2,4]

Далее необходимо выделить действующих лиц, которые будут отвечать за проектирование и назначить им зарплату (таб.2.). Для проектирования нам понадобится три системных аналитика, назовем их условно «Системный аналитик, Системный аналитик 2 и Системный аналитик 3», а также когнитолог, которого также назовем – «Когнитолог». Он будет отвечать за постановку задачи, а так же, при создании ЭС, будет, наполнят её ядро – базу знаний и поддерживать ЭС в рабочем состоянии и при необходимости обновлять данные.

Так как проект учебный, предположим, что проектирование будет проходить в стенах ВУЗа, поэтому траты на электричество и программное обеспечение будут возложены на государство.

Таблица 2 – Ресурсы проекта

Название ресурса Тип Краткое название

Макс. единиц

Стандартная ставка

Ставка сверхурочных

Системный аналитик Трудовой С

100%

150,00 р./ч

150,00 р./ч

Системный аналитик 2 Трудовой С

100%

150,00 р./ч

150,00 р./ч

Системный аналитик 3 Трудовой С

100%

150,00 р./ч

150,00 р./ч

Когнитолог Трудовой К

100%

160,00 р./ч

160,00 р./ч

Затем определим наши трудовые ресурсы на каждую задачу (таб.3.).[3]

Таблица 3 – Задачи и сроки выполнения проекта с ресурсами

Название задачи Длительность Начало Окончание Предшественники Названия ресурсов
Проектирование ЭС 55,52 дней Пн 04.04.16 Пт 24.06.16
   Предпроектное обследование 31,83 дней Пн 04.04.16 Пн 23.05.16
      Обследование предметной области 7,33 дней Пн 04.04.16 Ср 13.04.16 Системный аналитик
      Постановка задачи 5,83 дней Ср 13.04.16 Чт 21.04.16 3 Когнитолог
      Формирование концептуальных требований 14,17 дней Чт 21.04.16 Вт 17.05.16 4 Системный аналитик[50%];Системный аналитик 2[50%]
      Формирование итогового отчета 4,5 дней Вт 17.05.16 Пн 23.05.16 5 Системный аналитик
      Предпроектное обследование завершено 0 дней Пн 23.05.16 Пн 23.05.16 6
   Разработка ТЗ 5,83 дней Пн 23.05.16 Вт 31.05.16 2 Системный аналитик
   Проектное обследование 13,33 дней Вт 31.05.16 Пн 20.06.16 8
      Разработка эскизного проекта 4,5 дней Вт 31.05.16 Вт 07.06.16
      Разработка документации 4,5 дней Вт 07.06.16 Пн 13.06.16 10 Системный аналитик 3
      Разработка технического проекта 4,33 дней Пн 13.06.16 Пн 20.06.16 11 Системный аналитик[40%];Системный аналитик 3[60%]
   Формирование технико-экономического обоснования 4,52 дней Пн 20.06.16 Пт 24.06.16 9 Системный аналитик 2
   Создание отчетов 46,17 дней Вт 05.04.16 Вт 14.06.16
      Создание отчетов 1 1,53 ч Вт 05.04.16 Вт 05.04.16 Системный аналитик 2
      Создание отчетов 2 1,53 ч Вт 12.04.16 Вт 12.04.16 Системный аналитик 2
      Создание отчетов 3 1,53 ч Вт 19.04.16 Вт 19.04.16 Системный аналитик 2[50%]
      Создание отчетов 4 1,37 ч Вт 26.04.16 Вт 26.04.16 Системный аналитик 2
      Создание отчетов 5 1,53 ч Чт 05.05.16 Чт 05.05.16 Системный аналитик 2
      Создание отчетов 6 1,53 ч Вт 10.05.16 Вт 10.05.16 Системный аналитик 2
      Создание отчетов 7 1,53 ч Вт 17.05.16 Вт 17.05.16 Системный аналитик 2
      Создание отчетов 8 1,53 ч Вт 24.05.16 Вт 24.05.16 Системный аналитик 2
      Создание отчетов 9 1,53 ч Вт 31.05.16 Вт 31.05.16 Системный аналитик 2
      Создание отчетов 10 1,53 ч Вт 07.06.16 Вт 07.06.16 Системный аналитик 2
      Создание отчетов 11 1,37 ч Вт 14.06.16 Вт 14.06.16 Системный аналитик 2

Предположим, что все сотрудники работают по основному календарю проекта. Задачи распределены таким образом, что ресурсы не загружены (таб.4.). Сверхурочные часы работы есть только у «Системный аналитик 2».[2]

Таблица 4 – Загрузка ресурсов

Название ресурса

Трудозатраты

Сверхурочные

Базовые

Системный аналитик

211,87 ч

0 ч

188,8 ч

   Обследование предметной области

58,67 ч

0 ч

56 ч

   Формирование концептуальных требований

56,67 ч

0 ч

56 ч

   Формирование итогового отчета

36 ч

0 ч

32 ч

   Разработка ТЗ

46,67 ч

0 ч

32 ч

   Разработка технического проекта

13,87 ч

0 ч

12,8 ч

Системный аналитик 2

56,55 ч

7 ч

90,18 ч

   Формирование концептуальных требований

21,5 ч

7 ч

21,5 ч

   Формирование технико-экономического обоснования

19,28 ч

0 ч

27,18 ч

   Создание отчетов 1

1,53 ч

0 ч

1 ч

   Создание отчетов 2

1,53 ч

0 ч

1 ч

   Создание отчетов 3

0,77 ч

0 ч

0,5 ч

   Создание отчетов 4

1,37 ч

0 ч

0,5 ч

   Создание отчетов 5

1,53 ч

0 ч

1 ч

   Создание отчетов 6

1,53 ч

0 ч

1 ч

   Создание отчетов 7

1,53 ч

0 ч

1 ч

   Создание отчетов 8

1,53 ч

0 ч

1 ч

   Создание отчетов 9

1,53 ч

0 ч

1 ч

   Создание отчетов 10

1,53 ч

0 ч

1 ч

   Создание отчетов 11

1,37 ч

0 ч

0,5 ч

Системный аналитик 3

56,8 ч

0 ч

51,2 ч

   Разработка документации

36 ч

0 ч

32 ч

   Разработка технического проекта

20,8 ч

0 ч

19,2 ч

Когнитолог

46,67 ч

0 ч

0 ч

   Постановка задачи

46,67 ч

0 ч

0 ч

После составления плана проекта начинается выполнение запланированных работ. Основной задачей отслеживания является контроль над фактическим ходом выполнения ранее запланированных работ. В данной задаче, базовый план совпал с фактическим (рис.3.), так как все сотрудники справились со своими задачами в положенный срок.

 

Рисунок 3 – Базовый и фактический план график

И напоследок, для более наглядного анализа проекта необходимо просмотреть отчеты. Например, отчет о базовых затратах рис.4. Или, например, отчет о состоянии ресурса рис.5.[1,6]

Рисунок 4- Отчет о базовых затратах на проектирование ЭС

 

Рисунок 5 – Отчет о состоянии ресурсов

Устав проекта

1. Описание проекта

Наименование проекта: Проектирование экспертной  системы «Оценка ИТ-специалистов», Магнитогорск, Россия.
Автор устава проекта: Конькова Дарья Сергеевна

Матвеев Владислав Андреевич

Дата создания устава проекта: 03 июня 2016 г.
Заказчик проекта: NN, Магнитогорск, Россия.
Менеджер проекта: Конькова Дарья Сергеевна
Cтатус проекта:

Дата

Cтатус

01 апреля 2016 г.

пробный

Cпонсор проекта: NN, Магнитогорск, Россия.
Дата начала проекта: 1 апреля 2016 г.
Дата окончания проекта: 24 июня 2016 г.

 

2. Изменения Документа

Изменения документа Дата изменения

Что изменено

5 апреля 2016 г. Дополнено создание отчетности

 

3. Назначение документа

 

 

 

 

4. Цели проекта

Миссия компании Заказчика: Кафедра университета NN готовит ИТ-специалистов.
Бизнес-цели заказчика и ожидаемые результаты проекта: Основная бизнес цель данного проекта, поддержка разработки основной образовательной программы (ООП) в соответствие с гармонизированными требованиями профессиональных, образовательных и европейских стандартов и Поддержка разработки системы аттестации и сертификации ИТ-специалистов.

ЭС необходима для того чтобы повысить качества ООП в части адекватности установленных требований к результатам обучения (РО) требованиям  профессиональных, образовательных и европейских стандартов, а также уменьшить трудоемкость и сроки разработки ООП на 50%.

 

Описание проекта: Создания экспертной системы будет включать следующие задачи:

  • Разработать базу знаний, на основании которой, будут устанавливаться  требования к результатам обучения.
  • Посредством ЭС поддерживать программы отбора персонала.
  • Согласовать содержания образовательных программ с требованиями  профессиональных, образовательных и европейских стандартов.
  • Языки системы: русский, английский.
  • Интерфейс системы должен быть дружественным для пользователей, и выдавать результат запроса в формате HTML.

 

Цели проекта и перечень пользователей:

Для разработчиков ООП экспертная система должна предоставлять возможность:

  • Установления результатов обучения на основе согласования требованиями профессиональных, образовательных и европейских стандартов;
  • Установления перечня дисциплин;
  • Разработка аттестационных материалов.

Для специалистов кадровых служб предприятия должна предоставлять возможность:

  • Разработки диагностических материалов для проведения сертификации ИТ-специалистов при найме и ротации;
  • Разработки программ повышения квалификаций;
  • Выбора направлений повышения квалификации ИТ-специалистов.

 

Границы проекта: Проект экспертной системы предназначен для оценки уровня квалификации ИТ-специалистов, обучающихся по программе бакалавриата, направления 09.03.03  «Прикладная информатика».

 

5. Проектные документы

 

 

 

 

 

 

6. Даты проекта и контрольные точки

Название задачи Длительность Названия ресурсов
Проектирование ЭС 55,52 дней
Предпроектное обследование 31,83 дней
Обследование предметной области 7,33 дней Системный аналитик
Постановка задачи 5,83 дней Когнитолог
Формирование концептуальных требований 14,17 дней Системный аналитик[50%];Системный аналитик 2[50%]
Формирование итогового отчета 4,5 дней Системный аналитик
Предпроектное обследование завершено 0 дней
Разработка ТЗ 5,83 дней Системный аналитик
Проектное обследование 13,33 дней
Разработка эскизного проекта 4,5 дней
Разработка документации 4,5 дней Системный аналитик 3
Разработка технического проекта 4,33 дней Системный аналитик[40%];Системный аналитик 3[60%]
Формирование технико-экономического обоснования 4,52 дней Системный аналитик 2
Создание отчетов 46,17 дней
Создание отчетов 1 1,53 ч Системный аналитик 2
Создание отчетов 2 1,53 ч Системный аналитик 2
Создание отчетов 3 1,53 ч Системный аналитик 2[50%]
Создание отчетов 4 1,37 ч Системный аналитик 2
Создание отчетов 5 1,53 ч Системный аналитик 2
Создание отчетов 6 1,53 ч Системный аналитик 2
Создание отчетов 7 1,53 ч Системный аналитик 2
Создание отчетов 8 1,53 ч Системный аналитик 2
Создание отчетов 9 1,53 ч Системный аналитик 2
Создание отчетов 10 1,53 ч Системный аналитик 2
Создание отчетов 11 1,37 ч Системный аналитик 2

7. Матрица гибкости заказчика

Важность

Высокая Средняя Низкая
Содержания

X

Сроки

X

Стоимость

X


8. Организационная структура проекта

Команда проекта: Конькова Д.С.

Матвеев В.А.

Новикова Т.Б.

Заинтересованные стороны: -               разработчик ООП;

-               специалисты кадровых служб предприятия;

-               руководитель проекта;

-               команда проекта;


9. Ограничения проекта

 

 

 

10. Бюджет проекта

Название задачи Затраты
Проектирование ЭС

56 249,38 р.*

*Затраты на проектирование экспертной системы просчитывались самые минимальные.

11. Риски проекта

 

 

 

 

 


Библиографический список
  1. Гаврилова И.В. Сравнительный анализ корпоративных стандартов rup и sybase powerdesigner на примере разработки объектно-ориентированной модели информационной системы “университет. Научная часть. Научное студенческое общество”
    Учебное пособие / Магнитогорск, 2003.
  2. Курзаева Л.В., Петеляк В.Е., Лактионова Ю.С. Современные подходы к установлению требований к результатам обучения при подготовке ИТ-кадров // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 2. № 1. С. 142-145.
  3. Лактионова Ю.С. Моделирование в исследовании динамики твердых тел : В сборнике: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ, УПРАВЛЕНИИ, СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ И МЕДИЦИНЕ Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2015. С. 59-60.
  4. Попова И.В., Попова Е.В. Учебные и производственные практики в подготовке специалистов в области информационных технологий : Учебно-методическое пособие / Магнитогорск, 2006
  5. Попова И.В., Субочев А.В. Разработка обучаемой специализированной информационно-поисковой системы // Программные продукты и системы. 2011. № 3. С. 22.
  6. Путинин Ю.В., Хамутских Е.Ю., Лактионова Ю.С. Использование количественных методов для оценки эффективности IT-проекта в сборнике: информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине : Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2015. С. 280-281.


Все статьи автора «Конькова Дарья Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: