Ткачёв В.И., зам. начальника кафедры, к.т.н., доцент
Дзюбенко О.Л., ст. преподаватель, к.п.н.
Ерёмин А.Ю., курсант
Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж)
Своевременное и качественное проведение капитальных ремонтов (КР) специальных средств измерений (далее по тексту СИ) является необходимым условием поддержания заданной степени готовности парка воздушных судов. Требуемые объемы и сроки проведения таких ремонтов регламентируются приказами главкома ВВС, а текущие потребности в них – количеством и техническим состоянием парка воздушных судов.
Указанные характеристики определяют требования к ремонтным органам различного уровня системы метрологического обеспечения (СМлО) с точки зрения обоснования их программ ремонтов (годовой и перспективных, оценки стоимостных затрат на проведение ремонтов, разработки заказов предприятиям – изготовителям СИ на производство ЗИП необходимых типов (ЗИП-Г, -Р, россыпью) и их количества, определение необходимых объемов и стоимости перевозок СИ к местам поверки, ремонта и обратно и т.д.
Методический подход прогнозирования потребности в капитальном ремонте, наличии и исправности СИ состоит в следующем.
Все СИ своему функциональному назначению подразделяется на группы (всего их 19). Каждая группа состоит из типов СИ, например, к группе А приборов для измерения силы тока относятся образцы А1 – установки или приборы для поверки амперметров, А2 – амперметры постоянного тока и т.д.
Средство измерения l -ого типа, считается требующим КР, если для него справедливо соотношение вида , где - норма расхода ресурса до очередного КР для образца l-типа, час; - годовая норма расхода ресурса, час, I – количество лет в оцениваемом периоде.
Тогда, количество образцов СИ l -ого типа в m-ой группе, требующих КР к окончанию i–го периода, определяется как
(1).
Потребность в проведении КР СИ к окончанию оцениваемого периода, определяется выражением , где M – количество групп СИ, L – количество типов СИ в группе. В качестве исходных данных для выполнения расчетов необходимо использовать значения , , определяемые нормативными документами.
Наличие исправных и готовых к применению СИ l –го типа в авиаотрядах определяется в соответствии с выражением:
, (2)
где – штатный состав СИ l –го типа;
– количество неготовых к использованию по назначению СИ l –го типа.
В свою очередь
имеет вид:
, (3)
где – количество СИ l –го типа, требующих проведения ремонта;
– количество СИ l –го типа, требующих проведения технического обслуживания;
– количество СИ l –го типа, требующих проведения списания;
– количество СИ l –го типа, требующих доставки к месту применения после ремонта (технического обслуживания), для восполнения безвозвратных потерь и т.д.
Для восполнения и доведения численности СИ в государственной авиации до их штатного количества необходимо поступление новых СИ из промышленности в таких потребных объемах, которое не компенсируется возможностями ремонтных органов по капитальному и среднему ремонтам. (приведения к штатной численности).
Расчетное соотношение потребных объемов поставок СИ l –го типа из промышленности с учетом возможностей предприятий промышленности по проведению КР и ремонтных органов по проведению среднего ремонта (СР), имеет вид:
, (4)
где | - |
потребные объемы поставок СИ l –го типа из промышленности, шт.; |
|
- |
коэффициент, определяющий требуемый уровень укомплектованности авиационных отрядов государственной авиации СИ l –го типа, шт. |
||
- |
количество СИ l –го типа, необходимое для формирования авиационных отрядов государственной авиации, шт.; |
||
- |
объем неосвоенного ремонтными предприятиями промышленности капитального ремонтного фонда СИ l –го типа (разность между количеством вышедшей в КР () СИ и возможностью ремонтных органов по их ремонту (определяется производственными характеристиками предприятий промышленности по проведению КР)); |
||
- |
объем неосвоенного среднего ремонтного фонда СИ l –го типа; |
||
- |
безвозвратные потери СИ l –го типа; |
||
- |
количество СИ l –го типа, требуемое для накопления запасов в мирное время. |
Исходные данные, которые необходимы для расчета потребного количества СИ, выпускаемой промышленностью, следующие:
количество СИ l –го типа, выходящей в КР;
штатная потребность в СИ l –го типа по требуемому уровню укомплектованности авиационных отрядов государственной авиации;
количество и типы СИ l –го типа, необходимые для формирования авиационных отрядов государственной авиации.
Ожидаемые выходные результаты:
производственные возможности предприятий по выпуску СИ l –го типа;
количество СИ l –го типа, поступающие в авиационных отрядов государственной авиации для доукомплектования.
Стоимость выпуска нового единичного образца СИ l –го типа с учетом финансирования проведения НИОКР, производства и испытаний определяется выражением
, (5)
где | - |
стоимость затрат на проведения НИОКР единичного образца СИ l –го типа, руб.; |
|
- |
стоимость затрат на производство единичного СИ l –го типа, руб.; |
||
- |
стоимость затрат на проведения испытаний единичного образца СИ l –го типа, руб. |
||
- |
коэффициент, учитывающий варианты финансирования разработки, производства и испытаний СИ l –го типа. |
В зависимости от варианта финансирования (полное или частичное) коэффициент принимает значения в диапазоне , где 1 соответствует 100% финансированию, 0 – отсутствие финансирования, который влияет на сроки проведения НИОКР, производство и испытания единичного образца.
Для серийного производства СИ справедливо выражение
(6)
В противном случае, при отсутствии или ограничении финансирования, выпуск новых образцов СИ будет затруднен и поэтому проводятся мероприятия по модернизации существующих СИ или затратной закупке новых.
Таким образом, в соответствии с приведенным методическим подходом обеспечивается возможность прогнозирования потребности в капитальном ремонте, наличии исправной СИ на период до 2020 года, а также возможность расчёта необходимого количества и суммы затрат на выпуск новой или модернизацию морально-устаревших СИ с учетом полного или ограниченного финансирования НИОКР.
Литература:
1. Закон Российской Федерации “Об обеспечении единства измерений” от 27.04.93 № 4871-1.
2. ЗОСТ 54-5-1531 71-99 Метрологическое обеспечение технической эксплуатации наземных систем и средств УВД, навигации, посадки и связи. Основные требования.
3. ПР 50-732-93 ГСИ. Типовые положения о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц.
4. ПР 50.2.008-94 Правила Госстандарта РФ по аккредитации головных и базовых организаций метрологических служб государственных органах управления.
5. Федеральные авиационные правила “Метрологическое обеспечение разработки, эксплуатации и ремонта АТ и СНО ГА”
6. РД 54-3-152.53-95 Отраслевая система обеспечения единства измерений. Положение о метрологической службе гражданской авиации
7. РД 54-3-152.51-97 Отраслевая система обеспечения единства измерений. Порядок аккредитации метрологических служб предприятий гражданской авиации на право калибровки специальных средств измерений