С учетом все усиливающейся конкуренции ресторанный бизнес заинтересован во внедрении новых технологий, позволяющих привлечь большее количество клиентов. Этой цели может служить, в частности, автоматизированная система онлайн заказа доставки на дом блюд ресторанной кухни.
В настоящий момент в Волжском ресторане японской кухни “Тануки” при обращении клиента заказ оформляется непосредственно в ресторане официантом. Такая схема организации работы не позволяет существенно расширить клиентскую базу и привести к наиболее успешному функционированию предприятия.
Целью данного проекта является разработка автоматизированной системы онлайн заказа доставки на дом блюд японской кухни ресторана “Тануки”, которая позволит увеличить клиентскую базу, а также организовать функцию управления, способствующую установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью.
Данная автоматизированная система позволит повысить эффективность работы предприятия за счет увеличения количества заказов блюд японской кухни, так как заказы будут оформляться не только в самом ресторане, но и дистанционно с помощью Интернета.
Типовая структура ресторана показана на рисунке 1.
- Рисунок 1 – Типовая структура ресторана
В рамках предпроектного обследования были проанализированы некоторые существующие автоматизированные системы онлайн заказа блюд ресторанной кухни, в частности, система «Restoranonline» (г. Екатеринбург), программный продукт «King Menu» (г. Москва), система онлайн заказов суши-ресторана KyotoSan.ru (г. Волжский). Установлено, что они не удовлетворяют условиям и задачам данного проекта, так как все они рассчитаны на индивидуальное использование и не предназначены для использования вместе с базой клиентов предприятия.
Для доступа к данным будет использована СУБД MySQL 5.5, так как она распространяется бесплатно, обеспечивает достаточно высокую безопасность хранимых данных [1].
В качестве среды разработки выбрана Microsoft Visual Studio. Языком программирования был выбран PHP, так как он является объектно-ориентированным языком, имеет механизм управляемой памяти.
При проектировании автоматизированной системы применялся структурный подход [2], особенность которого заключается в разбиении информационной системы на автоматизируемые подсистемы (модули).
Разработанная система состоит из шести модулей:
модуль авторизации,
модуль «Меню»,
информационный модуль,
модуль заказов,
модуль обработки заказов,
модуль отчётности.
Структурная схема системы представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Структурная схема системы
Модуль авторизации осуществляет авторизацию пользователя, регистрацию в системе, восстановление пароля. В результате должна выполняться настройка вида формы (основной панели меню и доступа к кнопкам на формах). В модуле авторизации реализованы следующие функции: работа с учётными данными пользователей системы: добавление, редактирование и удаление данных о пользователях; назначение прав доступа каждого типа пользователей к каждой форме приложения; авторизация и предоставление доступа к формам в соответствии с типом пользователя; сохранение данных в БД.
Модуль «Меню» осуществляет редактирование / добавление блюд ресторана, отображение каталога блюд (меню) на страницах сайта. В модуле «Меню» реализованы следующие функции: редактирование / добавление информации по составу блюд; отображение каталога блюд (меню) на страницах сайта в виде фотографий готовых блюд.
Информационный модуль выполняет автоматическую отправку сообщений о рекламных акциях ресторана на электронную почту зарегистрированных клиентов, а также вывод информации на сайт ресторана. В информационном модуле реализованы следующие функции: информирование пользователей о мероприятиях и рекламных акциях ресторана; рассылка сообщений на электронную почту зарегистрированных клиентов; вывод информации на страницы сайта.
Модуль заказов осуществляет прием онлайн заказов на доставку еды на дом, а также бронирование столика в ресторане. В модуле заказов реализованы следующие функции: прием онлайн заказов на доставку еды на дом; бронирование столика в ресторане; сохранение заказа клиента в БД.
Модуль обработки заказов предназначен для сортировки, обработки и выполнения онлайн заказов. В модуле обработки заказов реализованы следующие функции: сортировка онлайн заказов по времени их поступления; обработка онлайн заказов по составу продуктов и стоимости; передача онлайн заказов на выполнение.
Модуль отчётности выполняет вывод информации по заказам за указанный пользователем период, а также вывод статистики по отказам от заказов. В модуле отчётности реализованы следующие функции: вывод информации по заказам за выбранный пользователем период; вывод статистики по отказам от заказов.
Библиографический список
- В. Васвани MySQL: использование и администрирование, изд. Питер 2011 г. — 368 с.
- Габдулхакова Н.К., Свиридова О.В. Анализ методов проектирования систем электронного документооборота // Современная техника и технологии. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/12/2787 (дата обращения: 24.04.2014).