УДК 004.4

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УЧЁТА И СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ ОТПУСКОВ СОТРУДНИКОВ ВОКПЦ № 1 ИМ. Л. И. УШАКОВОЙ

Нестеренко Дайна Олеговна
Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета

Аннотация
В статье рассматривается проект автоматизированной информационной системы учета и составления расписания отпусков сотрудников клинического перинатального центра в целях уменьшения временных затрат кадровой службы на обслуживание персонала. Приведены схемы структуры системы и связи таблиц базы данных. Описаны модули и алгоритмы системы. Дано экономическое обоснование проекта, показавшее, что внедрение данной системы является экономически эффективным и целесообразным.

Ключевые слова: автоматизация, автоматизированные информационные системы, учёт и составление расписания отпусков


THE AUTOMATED SYSTEM OF RECORDING AND SCHEDULING VOKPTS № 1 OF USHAKOVA L.I. EMPLOYEES’ VACATIONS

Nesterenko Dayna Olegovna
Volzhskiy Polytechnic Institute (branch of Volgograd state technical University

Abstract
The article examines the project of the automated informational system for recording and scheduling vacations of the clinical perinatal center staff in order to reduce HR office’s time inputs for service to the personnel. The schemes of the system’s structure and connection of the database tables are adduced. The article describes the modules and algorithms of the system. The economic substantiation of the project showed that the introduction of this system is cost-effective and expedient.

Keywords: automated informational systems, automation, recording and scheduling vacations


Библиографическая ссылка на статью:
Нестеренко Д.О. Автоматизированная система учёта и составления расписания отпусков сотрудников ВОКПЦ № 1 им. Л. И. Ушаковой // Современная техника и технологии. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2014/05/3528 (дата обращения: 25.07.2023).

На сегодняшний день в Волгоградском областном клиническом перинатальном центре № 1 им. Л. И. Ушаковой уровень автоматизации работы находится на достаточно низком уровне, вследствие чего снижается оперативность работы данного отдела. Большой объём информации обрабатывается вручную, в том числе и данные об отпусках сотрудников центра, что влечёт за собой сложности с обработкой, хранением и обменом информацией, а также необходимость составлять вручную расписание отпусков.

Специфика работы данного типа учреждений подразумевает деление сотрудников на медработников, имеющих в зависимости от категории вредности дополнительный отпуск, и служащих, не имеющих дополнительного отпуска. Также нельзя допустить одновременного нахождения в отпуске нескольких специалистов с одинаковой специализацией во избежание большого повышения нагрузки на прочих сотрудников.

В связи с актуальностью стоящей проблемы представляются необходимыми разработка и внедрение автоматизированной системы учёта и составления расписания отпусков сотрудников Волгоградского областного клинического перинатального центра № 1 им. Л. И. Ушаковой.

Целью разработанной системы является автоматизация процессов составления графика отпусков для сотрудников перинатального центра и ведения учета. Внедрение системы обеспечит уменьшение временных затрат кадровой службы на обслуживание персонала.

Разработанная система предназначена для:

  • автоматизации составления расписания отпусков для сотрудников центра;
  • упрощения вывода информации на принтер;
  • подготовки сопутствующей документации;
  • сбора и хранения информации, касающейся отпускной системы данного центра.

Для реализации системы были использованы следующие программные средства:

  • в качестве операционной системы: Windows 7;
  • в качестве СУБД: Microsoft Access 2010;
  • в качестве среды разработки: Embarcadero RAD Studio XE5;
  • в качестве языка программирования: C++ [1].

Для выполнения всех функций, возлагаемых на разработанную автоматизированную систему учёта и составления расписания отпусков сотрудников, данная система состоит из следующих модулей:

  1. модуль авторизации;
  2. модуль генерации расписания;
  3. модуль составления отчётов;
  4. модуль сопряжения с «1С:Предприятие»;
  5. модуль администрирования системы.

Структура разрабатываемой системы описана на рисунке 1.

Схема структуры системы

Рисунок 1 — Схема структуры системы

Модуль авторизации предоставляет пользователю возможность входа в систему, после которого ему станет доступен соответствующий объём функционала в зависимости от того, является ли он администратором или простым пользователем.

Модуль работы с базами данных позволяет добавлять и редактировать содержимое баз данных, содержащихся в СУБД.

Модуль генерации расписания отвечает за выполнение алгоритма генерации расписания и заполнение сетки расписания в главной форме.

Модуль составления отчётов выполняет копирование архивных расписаний в отдельную таблицу и подготовку текущего расписания к печати.

Модуль сопряжения с «1С:Предприятие» позволяет выгружать список сотрудников и их специализации из базы данных «1С:Предприятие», что облегчит начальное наполнение базы данных сотрудниками, ранее занесенными в «1С:Предприятие».

Разработанная автоматизированная система имеет двухуровневую клиент-серверную архитектуру. Система состоит из трёх компонентов: серверной части, СУБД и клиентской части. Серверная часть отвечает за одновременную работу группы пользователей, за разграничение прав пользователей и взаимодействие с СУБД. Роль СУБД берёт на себя приложение офисного пакета Microsoft Office Access. Клиентская часть представляет собой приложение, осуществляющее авторизацию пользователей, разграничение прав пользователей, то есть предоставление определённого функционала в зависимости от прав пользователя, запрос данных и отправку данных на сервер, вывод данных в оконный интерфейс и выдачу отчётов по этим данным. Клиент и сервер взаимодействуют по сети посредством протокола TCP/IP [2].

Таблица «Пользователи» содержит записи пользователей системы. Существует два вида пользователей: администраторы с полными правами и пользователи с ограниченными. Любого пользователя можно заблокировать.

Таблица «Сотрудники» содержит записи сотрудников предприятия. Данные записи напрямую участвуют при генерации расписания. Таблица «Сотрудники» связана с таблицей «Специализация».

Таблица «Специализация» содержит сведения о специализациях сотрудников. Специализации необходимы, чтобы при генерации расписания отпусков не отправить в отпуск двоих (и более) сотрудников с одной специализацией.

Таблица «Расписание» содержит текущее сгенерированное расписание. Расписание генерируется на год, поэтому перед генерацией нового расписания, таблица очищается.

Таблица «Расписание-история» содержит все старые записи расписания, она является архивом старых вариантов расписания.

На рисунке 2 представлена схема связи таблиц базы данных.

Схема связи таблиц базы данныхРисунок 2 — Схема связи таблиц базы данных

Для обеспечения функционирования системы были разработаны следующие алгоритмы:

  • алгоритм генерации расписания;
  • общий алгоритм работы системы;
  •  алгоритм добавления нового сотрудника;
  • алгоритм добавления новой специализации;
  • алгоритм работы системы в режиме пользователя.

Практическая ценность разработанной системы заключается в следующем:

  • автоматизирован процесс составления расписания отпусков, что позволяет ускорить обработку информации, повысить точность учета и, самое главное, сократить время на построение отчётов;
  • сочетание необходимой функциональности и доступности для освоения любым сотрудником;
  • система нетребовательна к характеристикам компьютера, на котором будет работать [3].

Внедрение системы предполагает получить следующие виды эффектов:

  • снижение затрат на эксплуатацию системы;
  • повышение производительности труда и качества оценки эффекта;
  • повышение надежности ведения документооборота;
  • сокращение времени на обслуживание персонала.

Обоснование экономической эффективности проекта строится на основе соотношения годового экономического эффекта, капитальных затрат (инвестиций) на осуществление проекта, полной годовой себестоимости эксплуатации действующей системы и по проекту, рентабельности капитальных затрат и сроков их окупаемости по проекту [4].

На основании экономических расчётов внедрение системы позволяет получить рентабельность 36% и срок окупаемости — 2,8 года, что говорит об экономической эффективности и целесообразности разработанного проекта.


Библиографический список
  1. Мартынов Н., Программирование для Windows на С/С++, Бином-Пресс, 2013
  2. Пирогов В. С. Информационные системы и базы данных. Организация и проектирование / В. С. Пирогов — СПб.: «БХВ-Петербург», 2012 г. — 528 с.
  3. Моделирование систем управления документами / Бунгаков П. Ю. журнал «Современные информационные системы», № 1 за 2011.
  4. Сафронова Н. А., Экономика предприятия: Учебник — М.: «Юность», 2001. — 584с


Все статьи автора «Нестеренко Дайна Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: