На сегодняшний день в Волгоградском областном клиническом перинатальном центре № 1 им. Л. И. Ушаковой уровень автоматизации работы находится на достаточно низком уровне, вследствие чего снижается оперативность работы данного отдела. Большой объём информации обрабатывается вручную, в том числе и данные об отпусках сотрудников центра, что влечёт за собой сложности с обработкой, хранением и обменом информацией, а также необходимость составлять вручную расписание отпусков.
Специфика работы данного типа учреждений подразумевает деление сотрудников на медработников, имеющих в зависимости от категории вредности дополнительный отпуск, и служащих, не имеющих дополнительного отпуска. Также нельзя допустить одновременного нахождения в отпуске нескольких специалистов с одинаковой специализацией во избежание большого повышения нагрузки на прочих сотрудников.
В связи с актуальностью стоящей проблемы представляются необходимыми разработка и внедрение автоматизированной системы учёта и составления расписания отпусков сотрудников Волгоградского областного клинического перинатального центра № 1 им. Л. И. Ушаковой.
Целью разработанной системы является автоматизация процессов составления графика отпусков для сотрудников перинатального центра и ведения учета. Внедрение системы обеспечит уменьшение временных затрат кадровой службы на обслуживание персонала.
Разработанная система предназначена для:
- автоматизации составления расписания отпусков для сотрудников центра;
- упрощения вывода информации на принтер;
- подготовки сопутствующей документации;
- сбора и хранения информации, касающейся отпускной системы данного центра.
Для реализации системы были использованы следующие программные средства:
- в качестве операционной системы: Windows 7;
- в качестве СУБД: Microsoft Access 2010;
- в качестве среды разработки: Embarcadero RAD Studio XE5;
- в качестве языка программирования: C++ [1].
Для выполнения всех функций, возлагаемых на разработанную автоматизированную систему учёта и составления расписания отпусков сотрудников, данная система состоит из следующих модулей:
- модуль авторизации;
- модуль генерации расписания;
- модуль составления отчётов;
- модуль сопряжения с «1С:Предприятие»;
- модуль администрирования системы.
Структура разрабатываемой системы описана на рисунке 1.
Рисунок 1 — Схема структуры системы
Модуль авторизации предоставляет пользователю возможность входа в систему, после которого ему станет доступен соответствующий объём функционала в зависимости от того, является ли он администратором или простым пользователем.
Модуль работы с базами данных позволяет добавлять и редактировать содержимое баз данных, содержащихся в СУБД.
Модуль генерации расписания отвечает за выполнение алгоритма генерации расписания и заполнение сетки расписания в главной форме.
Модуль составления отчётов выполняет копирование архивных расписаний в отдельную таблицу и подготовку текущего расписания к печати.
Модуль сопряжения с «1С:Предприятие» позволяет выгружать список сотрудников и их специализации из базы данных «1С:Предприятие», что облегчит начальное наполнение базы данных сотрудниками, ранее занесенными в «1С:Предприятие».
Разработанная автоматизированная система имеет двухуровневую клиент-серверную архитектуру. Система состоит из трёх компонентов: серверной части, СУБД и клиентской части. Серверная часть отвечает за одновременную работу группы пользователей, за разграничение прав пользователей и взаимодействие с СУБД. Роль СУБД берёт на себя приложение офисного пакета Microsoft Office Access. Клиентская часть представляет собой приложение, осуществляющее авторизацию пользователей, разграничение прав пользователей, то есть предоставление определённого функционала в зависимости от прав пользователя, запрос данных и отправку данных на сервер, вывод данных в оконный интерфейс и выдачу отчётов по этим данным. Клиент и сервер взаимодействуют по сети посредством протокола TCP/IP [2].
Таблица «Пользователи» содержит записи пользователей системы. Существует два вида пользователей: администраторы с полными правами и пользователи с ограниченными. Любого пользователя можно заблокировать.
Таблица «Сотрудники» содержит записи сотрудников предприятия. Данные записи напрямую участвуют при генерации расписания. Таблица «Сотрудники» связана с таблицей «Специализация».
Таблица «Специализация» содержит сведения о специализациях сотрудников. Специализации необходимы, чтобы при генерации расписания отпусков не отправить в отпуск двоих (и более) сотрудников с одной специализацией.
Таблица «Расписание» содержит текущее сгенерированное расписание. Расписание генерируется на год, поэтому перед генерацией нового расписания, таблица очищается.
Таблица «Расписание-история» содержит все старые записи расписания, она является архивом старых вариантов расписания.
На рисунке 2 представлена схема связи таблиц базы данных.
Рисунок 2 — Схема связи таблиц базы данных
Для обеспечения функционирования системы были разработаны следующие алгоритмы:
- алгоритм генерации расписания;
- общий алгоритм работы системы;
- алгоритм добавления нового сотрудника;
- алгоритм добавления новой специализации;
- алгоритм работы системы в режиме пользователя.
Практическая ценность разработанной системы заключается в следующем:
- автоматизирован процесс составления расписания отпусков, что позволяет ускорить обработку информации, повысить точность учета и, самое главное, сократить время на построение отчётов;
- сочетание необходимой функциональности и доступности для освоения любым сотрудником;
- система нетребовательна к характеристикам компьютера, на котором будет работать [3].
Внедрение системы предполагает получить следующие виды эффектов:
- снижение затрат на эксплуатацию системы;
- повышение производительности труда и качества оценки эффекта;
- повышение надежности ведения документооборота;
- сокращение времени на обслуживание персонала.
Обоснование экономической эффективности проекта строится на основе соотношения годового экономического эффекта, капитальных затрат (инвестиций) на осуществление проекта, полной годовой себестоимости эксплуатации действующей системы и по проекту, рентабельности капитальных затрат и сроков их окупаемости по проекту [4].
На основании экономических расчётов внедрение системы позволяет получить рентабельность 36% и срок окупаемости — 2,8 года, что говорит об экономической эффективности и целесообразности разработанного проекта.
Библиографический список
- Мартынов Н., Программирование для Windows на С/С++, Бином-Пресс, 2013
- Пирогов В. С. Информационные системы и базы данных. Организация и проектирование / В. С. Пирогов — СПб.: «БХВ-Петербург», 2012 г. — 528 с.
- Моделирование систем управления документами / Бунгаков П. Ю. журнал «Современные информационные системы», № 1 за 2011.
- Сафронова Н. А., Экономика предприятия: Учебник — М.: «Юность», 2001. — 584с