В настоящее время для многих сельских жителей Воронежской, Белгородской, Липецкой и других областей Центрального Черноземья (а также многих других регионов России) всё острее встаёт проблема отмены пригородных поездов.
С 2011 г. был установлен принцип регионального заказа перевозок в пригородном сообщении, по которому субъекты РФ заключают договоры с пригородными компаниями на оказание услуг по перевозке пассажиров. При этом, как отмечает руководитель Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом РЖД М.А. Шнейдер [1] в результате структурной реформы, предпринятой правительством России в последние несколько лет, произошло следующее разделение обязанностей при реализации рыночной стратегии перевозки пассажиров: ОАО «РЖД» в настоящее время предоставляет пригородным компаниям услуги по организации движения поездов по железнодорожной сети, а также сдаёт в аренду подвижной состав с локомотивными бригадами, а ответственность за организацию пригородных перевозок (в том числе финансирование пригородных компаний) лежит на региональных органах власти.
Для организации пригородных перевозок в России были созданы 26 пригородных пассажирских компаний в форме акционерных обществ с участием ОАО «РЖД» и администраций соответствующих субъектов РФ. В частности, на полигоне Юго-Восточной железной дороги было создано ОАО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» с участием в уставном капитале ОАО «РЖД», а также Воронежской, Белгородской, Тамбовской и Липецкой областей [2].
Однако с организацией пригородных компаний потребность населения в перевозках стала удовлетворяться не в полной мере. По данным [1] за последние два года по всей России было отменено более 300 электричек (рис. 1). Ещё столько же планировалось сократить в 2014 г.
Рисунок 1 – К изменению количества пригородных поездов
В целом рынок перевозки пассажиров в пригородном сообщении в большой степени определяется плотностью населения (в том числе количеством и величиной населённых пунктов), а также необходимостью ежедневной трудовой миграции жителей. Однако, немалую роль играет и транспортная инфраструктура соответствующего региона, в частности обеспеченность железными и автомобильными дорогами. При этом на первый план в настоящее время начинает выходить количество и качество именно автомобильных дорог. Это обусловлено тем, что в соответствии с принятыми государственными органами решениями в регионах Федерации возможна полная отмена движения пригородных поездов с заменой их автомобильным транспортом.
Для предварительного обоснования возможности замены пригородных поездов автомобильным транспортом было, в частности, исследовано расписание движения пригородных поездов по Воронежскому участку Лискинского региона Юго-Восточной железной дороги, действующего с 01.06.2014 г. [3]. Исследование позволило выявить ряд проблемных участков, на которых в результате отмены «электричек» частично или полностью отсутствует пригородное сообщение. Следует при этом отметить, что в настоящее время сложилась такая культура пользования пригородными железнодорожными поездами, при которой термином «электричка» обозначается не только традиционный пригородный поезд на электрической тяге, но и поезд, приводимый в движение дизельным двигателем внутреннего сгорания. В частности, этим термином нередко обозначается поезд, сформированный из 2…4 вагонов с тепловозом ЧМЭ-3, а также рельсовый автобус РА, который, несмотря на своё название, не имеет возможности сходить с железнодорожной колеи.
Исследование расписания выявило, что пригородное железнодорожное сообщение по маршруту Хава – Анна (протяжённостью 63 км по железной дороге) осуществляется лишь по средам, субботам и воскресеньям в составе поезда 6631/6632 Воронеж-1 – Анна. В остальные дни без пригородного сообщения остаются также такие населённые пункты, как Перелешино, Панино, Тойда.
Пригородное сообщение по маршруту Лиски – Острогожск (протяжённостью 40 км) осуществляется лишь по пятницам и воскресеньям в составе поезда 6321 Лиски – Валуйки. При этом без пригородного сообщения остаются также такие населённые пункты, как Селявное, Копанище, Дивногорье.
Наиболее проблемным является участок Лиски – Бобров – Хреновое – Таловая – Новохопёрск – Поворино (протяжённостью 224 км), который остался вообще без пригородного сообщения. Также без пригородного сообщения продолжают оставаться участки Таловая – Бутурлиновка (40 км), Бутурлиновка – Павловск (59 км), Бутурлиновка – Калач (55 км), Россошь – Ольховатка (27 км) и Эртиль – Оборона (пгт. Мордово Тамбовской обл., 20 км).
Анализ размеров движения грузовых и пассажирских (в том числе, пригородных) поездов на полигоне Юго-Восточной железной дороги (график 2014-2015 гг.) на вышеуказанных участках выявил, что на некоторых участках (Бутурлиновка – Калач, Россошь – Ольховатка и Эртиль – Оборона) практически отсутствует грузовое движение и полностью – пассажирское. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что данные участки относятся к так называемым «малодеятельным», ввиду чего именно их можно предварительно рекомендовать для «пилотного» внедрения движения автомобильных транспортных средств, в том числе дорожно-рельсовых транспортных средств (ДРТС) на комбинированном (автомобильном и железнодорожном) ходу, что позволит в наибольшей степени учесть интересы населения [4].
Однако, проведённый одновременно анализ взаимного расположения автомобильных и железных дорог, а также населённых пунктов, позволил установить следующее. Маршруты Бутурлиновка – Калач и Россошь – Ольховатка на всём своём протяжении частично или полностью дублируются автомобильной дорогой, что всё-таки не позволяет рекомендовать их для возобновления пригородного движения, в том числе автомобильным транспортом.
Протяжённость маршрутов следования Эртиль – Оборона и Таловая – Бутурлиновка по железной и автомобильной дороге также частично или полностью дублирована и практически одинакова. Однако при этом железная дорога проходит через ряд сёл, отстоящих от автомобильной дороги на 4…6 км, поэтому представляется перспективным рекомендовать данные маршруты для возобновления пригородного движения, в том числе дорожно-рельсовыми транспортными средствами (рис. 2, а).
а)
б)
в)
Рисунок 2 – Взаимное расположение автомобильных и железных дорог
Пригородный маршрут Хава – Анна также частично дублирован автомобильными дорогами, однако на участке от Панино до Анны маршрут следования по железной дороге на 25 км короче маршрута следования по автодороге (рис. 2, б). Ввиду этого существует возможность комбинации маршрута перевозки пассажиров дорожно-рельсовыми транспортными средствами, используя автомобильную и железную дороги.
Протяжённость маршрутов следования Лиски-Острогожск по железной дороге на 10 км, а Хреновое – Таловая на 16 км короче маршрутов следования по автомобильной дороге. Однако при этом следует отметить, что данные маршруты следования по железной дороге отстоят от автомобильных дорог с хорошим покрытием на 8…10 км (Хреновое – Таловая) и 12…15 км (Лиски-Острогожск), проходя при этом через целый ряд сёл (рис. 2, в).
В целом, с учётом вышесказанного, можно сделать следующий вывод. Рынок перевозки пассажиров в пригородном сообщении в недалёком будущем будет переориентирован с железнодорожного на автомобильный транспорт. При этом анализ взаимного расположения автомобильных и железных дорог, а также населённых пунктов в Воронежской области, позволяет рекомендовать маршруты Таловая – Бутурлиновка, Хава – Анна, Лиски – Острогожск, Хреновое – Таловая и Эртиль – Оборона для внедрения на них пригородного движения дорожно-рельсовыми транспортными средствами.
Библиографический список
- Левин Ю. Россия останется без электричек? [Электронный ресурс] / Ю. Левин, О. Беспалов, М. Товканева // ЗАО ИД «Комсомольская правда» [сайт] [2014]. – URL: http://www.kp.ru/daily/railway2014/?view=desktop#map (Дата обращения: 11.09.2014)
- Новости компании ОАО «ППК «Черноземье» [Электронный ресурс] // Пригородная пассажирская компания «Черноземье» [сайт] [2014]. – URL: http://ppkch.ru/ (Дата обращения: 05.09.2014)
- Расписание движения пригородных поездов по Воронежскому участку Лискинского отделения ЮВЖД с 1 июня 2014 г. – Воронеж: ЮВЦНТБ, 2014. – 35 с.
- Платонов А.А. Классификационные признаки комбинированного хода дорожно-рельсовых транспортных средств / А.А. Платонов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – С. 83.