Аэродромные кондиционеры предназначены для создания и поддержания заданных климатических условий в кабинах, салонах и отсеках бортового спецоборудования (спецотсеках) воздушных судов (ВС) и вентиляции пододежного пространства защитного снаряжения летного состава на земле, при неработающей бортовой системе кондиционирования воздуха ВС.
В настоящее время на снабжении авиационно-технических частей авиации Вооруженных Сил Российской Федерации имеется ряд аэродромных кондиционеров, которые классифицируются по областям их применения по назначению.
К аэродромным кондиционерам общего применения относятся:
аэродромный кондиционер АК-0,4-9А, рекомендованный для обслуживания воздушных судов фронтовой, армейской авиации, ряда типов воздушных судов дальней и военно-транспортной авиации. Он является основным (базовым) аэродромным кондиционером в авиации Вооруженных Сил РФ;
аэродромный кондиционер АК-1,6-9А, рекомендованный для обслуживания тяжелых воздушных судов дальней и военно-транспортной авиации, а также воздушных судов специального назначения;
аэродромный высоконапорный подогреватель АВП-1,1-9A, рекомендованный для обслуживания воздушных судов фронтовой, армейской, дальней и военно-транспортной авиации, базирующихся на аэродромах в северной части страны (в холодных климатических районах).
К аэродромным кондиционерам общего применения относится также аэродромный многоцелевой кондиционер АМК-24/56-131 (1711Б), снятый с производства и снабжения авиации Вооруженных Сил, вследствие недостаточных основных эксплуатационно-технических характеристик (расхода и давления выдаваемого воздуха, холодо- и теплопроизводительности по воздуху) для обеспечения эффективного обслуживания современных воздушных судов, а также низкой надежности работы. Однако, несмотря на наличие вышеуказанных недостатков, этот кондиционер все еще продолжает в настоящее время эксплуатироваться в авиационно-технических частях и применяется для обслуживания различных типов воздушных судов.
К аэродромным кондиционерам специального применения (авиационным многоцелевым кондиционерам) относятся авиационные многоцелевые кондиционеры АМК-ЗК-9А и AMK-3K-131, рекомендованные для технического обслуживания самолетов типа Ту-22М2 и авиационных ракет. Причем, кондиционер АМК-ЗК-9А был разработан и принят на снабжение авиации, 4 взамен снятого с производства кондиционера AMK-3K-131, имеющего низкую надежность работы и ряд других конструктивных и эксплуатационных недостатков. Однако кондиционер АМК-ЗК-131 все еще продолжает эксплуатироваться е авиационно-технических частях.
Кондиционеры АМК-ЗК-9А и АМК-ЗК-131 предназначены для создания и поддержания заданных климатических условий в кабине и спецотсеках самолета, вентиляции пододежного пространства защитного снаряжения его летного экипажа, обеспечения термостатирования бортовой спецаппаратуры авиационных ракет, путем подачи в бортовую систему термостатирования ракеты охлажденного или подогретого этилового спирта, а также для обеспечения подготовок систем автоматического управления авиационных ракет на технических позициях, путем подачи охлажденной гидросмеси АМГ-10 в гидравлическую систему ракеты.
Для выполнения вышеуказанных задач в соответствии с функциональным назначением аэродромные кондиционеры специального применения АМК-ЗК-9А и AMK-3K-131, в отличие от вышеуказанных типов аэродромных кондиционеров общего применения, имеющих только один (воздушный) контур, являются трехконтурными кондиционерами, имеющими воздушный, спиртовой и гидравлический контуры. Указанные кондиционеры по существу являются многофункциональными установками, включающими в себя спецоборудование собственно аэродромного кондиционера, жидкостной установки термостатирования и установки для проверки гидросистем.
Все вышеуказанные типы аэродромных кондиционеров, применяемые в авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, представляют собой мобильные (подвижные) установки, смонтированные на шасси серийных отечественных автомобилей.
Важнейшей отличительной конструктивной особенностью современных аэродромных кондиционеров, по сравнению с ранее выпускавшимися кондиционерами АМК-24/56-131 и АМК-ЗК-131, является применение электрического привода их спецоборудования (вместо механического привода у кондиционеров АМК-24/56-131 и АМК-ЗК-131), что, во-первых, повышает надежность работы кондиционеров; во-вторых, обеспечивает возможность их работы от внешней электросети и снижения при этом загазованности атмосферы вокруг обслуживаемых воздушных судов, а также обслуживания воздушных судов в ангарах и в железобетонных укрытиях; в третьих, обеспечивает возможность применения аэродромных кондиционеров в качестве мощных аварийных источников электроэнергии на аэродромах.
Осуществление отбора мощности для привода спецоборудования только от ходового двигателя автошасси на кондиционерах АВП-1,1-9А и АМК-ЗК-9А обеспечило значительное упрощение конструкции этих кондиционеров и облегчение их эксплуатации, особенно в холодный период года.
Кондиционеры летного состава предназначены для обеспечения необходимых физиолого-гигиенических условий летному составу при перевозке его в районе аэродрома, а также при несении боевого дежурства.
В авиации Вооруженных Сил продолжает применяться ранее снятый с производства и снабжения авиационных частей кондиционер летного состава КЛС-4, рассчитанный на размещение и перевозку в его салоне 4… 5 летчиков.
Снятие с производства и снабжения авиации кондиционера КЛС-4 было обусловлено наличием у последнего ряда существенных недостатков, затрудняющих выполнение задач в соответствии с его предназначением, а именно:
- невозможности обеспечить, размещаемому в салоне кондиционера летному составу требуемых климатических условий при температурах окружающего воздуха ниже минус 20 и выше плюс 35°С, вследствие недостаточных тепло- и холодопроизводительности по воздуху системы кондиционирования воздуха в салоне кондиционера;
- небольшой продолжительности непрерывной работы системы вентиляции пододежного пространства защитного снаряжения летного состава кондиционера (не более 1,5 ч);
- низкой надежности работы кондиционера;
- небольшой вместимости салона кондиционера по летному составу, не позволяющей обеспечить размещение в нем всего летного экипажа тяжелых воздушных судов дальней, военно-транспортной авиации и авиации ВМФ (составляющего до 8… 10 чел.);
- недостаточной степени защищенности размещаемого в салоне кондиционера летного состава от поражающих факторов оружия массового поражения.
В настоящее время на снабжении авиации Вооруженных Сил РФ имеется кондиционер летного состава KJIC-8, рассчитанный на размещение и перевозку в его салоне 8… 10 летчиков.
Библиографический список
- Папилин П.И. Эксплуатация средств аэродромно-технического обеспечения полетов – Воронеж, ВВАИУ, 1992. – 190с.
- Папилин П.И., Дзюбенко О.Л., Кокарев М.А. Зарождение средств криогенной и газозарядной техники для обслуживания воздушных судов отечественной авиации (1910-1960 г.г.) /Научно-практический журнал «История и археология»// 2014. – № 3 – (электронный ресурс) URL http://technology.snauka.ru/2014/3/3051
- Дзюбенко О.Л., Кокарев М.А., Чмутин Е.В., Бутерус Н.С. История развития воздухозаправщиков воздушных судов отечественной авиации // История и археология. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/10/2381 (дата обращения: 27.10.2015).