Военная автомобильная техника (ВАТ) – это армейские автомобили, автомобильное имущество, изделия и их составные части, созданные или оборудованные по тактико-техническим заданиям Министерства обороны и принятые на вооружение армии Российской Федерации.
В первую очередь по назначению, а также с учетом особенностей конструкции, ВАТ целесообразно разделить на следующие группы согласно рисунку 1.
Рисунок 1 – Военная автомобильная техника ВС РФ
Задачи ВАТ на современном этапе военного строительства российских ВС представлены в соответствии с рисунком 2 [1, 2].
Рисунок 2 – Задачи военной автомобильной техники на современном этапе военного строительства российских Вооруженных Сил
АМН и ВГМ (рисунок 1) транспортно-тягового класса предназначены для:
- монтажа вооружения и военной техники всех видов Вооруженных Сил, родов войск и служб;
- буксировки прицепных артиллерийских систем, специальных и транспортных прицепов и полуприцепов;
- перевозки личного состава и военно-технического имущества.
Следует отметить, что ВГМ предназначены, главным образом, для использования в особо сложных дорожных условиях или вне дорог. Это их свойство, высокая проходимость, является крайне актуальным при ведении войн на самых различных театрах боевых действий.
СКШ предназначены для:
- монтажа, транспортировки и обеспечения боевого применения и живучести ракетных комплексов и других приоритетных образцов вооружения;
- буксировки штатных и специальных прицепов и полуприцепов большой грузоподъемности.
Прицепы и полуприцепы многоцелевого назначения предназначены для перевозки различных грузов и (или) монтажа вооружения и военной техники.
В соответствии с существующим Типажом военной автомобильной техники различают 6 классов АМН по грузоподъёмности.
Класс грузоподъемности 1,0т.
Базовый образец УАЗ-3151 грузопассажирский автомобиль с колесной формулой 4×4, особо малой грузоподъемности (до 0,8 т). В перспективе ему на замену поступит УАЗ-3172, грузоподъемностью 1,0т. Предназначен для перевозки личного состава в количестве 10 человек, на нем планируется монтаж до 40 образцов ВВТ.
Класс грузоподъемности 1,5т. Базовый образец ГАЗ-3308, ГАЗ-33097 автомобиль малой грузоподъемности (до 2,0т), колесная формула 4×4.
Класс грузоподъемности 2,5т. Базовый образец ЗИЛ-433420 – автомобиль с колесной формулой 6×6, промежуточной грузоподъемности (3,75 т) с дизельным двигателем мощностью 170л.с. (125кВт), оригинальной системой предпускового подогревателя двигателя, современной комфортабельной кабиной, в том числе и с бронированной.
Классы грузоподъемности 4,0т, 6,0т и 10т представлены двух, трех и четырёхосными автомобилями семейств «Мустанг» и «Мотовоз».
Для обеспечения подвижности ракетного вооружения предусмотрено три класса грузоподъёмности.
К классу грузоподъёмности 14,0 т относятся шасси производства АО «Брянский автозавод», шасси и тягачи Минского и Курганского заводов колесных тягачей (МЗКТ, КЗКТ). В настоящее время на АО «БАЗ» создано семейство машин «Вощина».
Класс грузоподъемности 22,0-25,0 т. Минским заводом колесных тягачей разработано шасси МЗКТ-7930.
Класс грузоподъемности 70 т. На Минском заводе колесных тягачей (Республика Беларусь) выпускается 7-осное шасси МАЗ-7917 с колесной формулой 14×12 и 8-осное шасси МЗКТ-79221 с колесной формулой 16×16, предназначенное под монтаж современных ракетных комплексов стратегического назначения.
ВГМ делятся на 4 категории в зависимости от полной массы: особо легкую (до 8 т), легкую (до 18 т), промежуточную (до 34 т), среднюю (до 45 т).
Особо легкая категория ВГМ в войсках представлена транспортерами-тягачами ГТ-СМ (не бронированной) и ГТ-МУ (бронированной). К настоящему времени закончена разработка нового поколения малогабаритных многоцелевых транспортеров-тягачей МТ-М и МТ-МБ в небронированном и бронированном исполнении.
Типажи ВАТ представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Типажи военной автомобильной техники
Транспортеры-тягачи легкой категории по массе. В войсках в настоящее время находятся транспортеры-тягачи МТ-ЛБ, МТ-ЛБВ, шасси МТ-ЛБу на которых размещаются более 60 объектов вооружения и техники.
К промежуточной категории по массе относится унифицированное семейство гусеничных машин ГМ-569 под монтаж вооружения зенитно-ракетных комплексов Сухопутных войск «Бук М1», «Тор М1». На замену ГМ-352 комплекса «Тунгуска» разработано шасси ГМ-5975.
В среднюю категорию входят двухзвенные гусеничные транспортеры, разработанные в семействе плавающих (ДТ-10П, ДТ-20П, ДТ-30П) и не плавающих (ДТ-10, ДТ-20, ДТ-30) машин грузоподъемностью, соответственно, 10 т, 20т, 30т.
Полуприцепы и прицепы являются основным средством повышения производительности автомобильного транспорта, а также находят широкое применение в качестве базы под монтаж вооружения и средств обеспечения боевой деятельности войск.
Производство прицепов грузоподъемностью от 5 до 10,0 т и полуприцепа -шасси грузоподъемностью 20,0 т для автомобилей КамАЗ и Урал организовано на Челябинском машиностроительном заводе.
Широкое применение во всех структурных звеньях Вооруженных Сил нашли АМН со смонтированными на них кузовами-фургонами. Перспективным направлением является внедрение в производство кузовов модульной конструкции из 3-слойных панелей. Кузова-контейнеры представляют собой мобильные обитаемые рабочие объемы, приспособленные к автономному использованию без автотранспортных средств и перевозке всеми видами транспорта.
Подвижные средства технического обслуживания ВАТ подразделяются на подвижные мастерские технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники, машины технической помощи и эвакуационные машины.
С учётом современных тенденций боевого использования ВАТ предполагается иметь в Вооруженных Силах РФ перспективный типаж машин в количестве не менее 70% к 2020 году. При этом предусматривается:
- переход на комплектование Вооруженных Сил исключительно
семействами ВАТ с сокращением вдвое их общего количества и расширением возможностей семейств по грузоподъемности;
- введение двух новых классов автомобильной техники: «Тактические автомобили» и «Автомобили повышенной грузоподъемности»;
- создание в каждом классе семейств ВАТ на унифицированных платформах.
При этом задачи автомобилей многоцелевого назначения по монтажу вооружения и военной техники предполагается перераспределить главным образом на тактические автомобили, оставив многоцелевым автомобилям в качестве основных – транспортные.
В результате реализации типажа ВАТ в 2015 г. приняты на снабжение более 30 образцов ВАТ (рисунок 4).
Рисунок 4 – Результаты реализации типажа военной автомобильной техники
В соответствии со структурой перспективного типажа ВАТ предлагаются следующие основные направления ее развития [1]:
1) автомобили многоцелевого назначения (АМН):
- разработка семейства малой грузоподъемности до 1 т (для обеспечения повседневной деятельности войск – командирский автомобиль, санитарный и др.) и семейства средней и большой грузоподъемности (от 3 до 15т) на базе новой унифицированной автомобильной платформы упрощенной конструкции;
2) тактические автомобили:
- завершение работ по разработке перспективного семейства тактических защищенных автомобилей малой грузоподъемности и семейства тактических защищенных автомобилей средней и большой грузоподъемности на базе серийных семейств «Мустанг» «Тайфун-К» и «Мотовоз» «Тайфун -У»;
- разработка семейства тактических автомобилей средней и большой грузоподъемности на базе новой унифицированной автомобильной платформы;
- разработка специальных тактических автомобилей типа «багги»;
- повышение противоминной и противопульной стойкости защищенных автомобилей малой грузоподъемности. Образцы ВАТ для ВДВ и перспективы развития представлены на рисунках 5 и 6;
Рисунок 5 – Образцы ВАТ для ВДВ и перспективы развития
Рисунок 6 – Специальная и снегоболотоходная техника
3) военные гусеничные машины:
- модернизация легких гусеничных транспортеров МТ-ЛБ и МТ-ЛБУ в части совершенствования трансмиссии и установки необитаемых боевых отделений;
- разработка единой с бронетанковой техникой унифицированной средней гусеничной платформы для военных гусеничных машин транспортно-тягового класса;
- завершение разработки двухзвенной ГМ легкого класса ДТ-3ПБ (рисунок 7);
Рисунок 7 – Специальная снегоболотоходная техника и военные гусеничные машины
4) специальные колесные шасси:
- в диапазоне грузоподъемности от 14 до 40т расширение и модернизация семейства «Вощина-1» Брянского автомобильного завода;
- в диапазоне грузоподъемности от 50 до 80т создание семейства высокомобильных модульных платформ на основе гибридной силовой установки, электротрансмиссии, опорно-ходовых модулей;
5) автомобили повышенной грузоподъемности (рисунки 8 и 9):
- создание семейств автомобилей повышенной грузоподъемности.
Рисунок 8 – Автомобильные базовые шасси грузоподъемностью
от 8 до 30 т
Рисунок 9 – Семейство базовых шасси «Торнадо»
Библиографический список
- Волков, Ю.И. Автомобильная подготовка. Часть I [Текст] / Ю.И. Волков, А.В. Пархоменко, В.Ю. Гумелёв, О.В. Пестов, В.В. Елистратов, А.В. Писарчук – Рязань: РВВДКУ – 2016. – 574 с.
- Гордивский, В.Н. Автомобильная техника [Текст] / В.Н. Гордивский, С.В. Демихов, В.И.. Плотников, А.Н. Пахомов, С.В. Бугаев – Рязань: РВВДКУ – 2014. – 470 с.