УДК 004.01

РАЗРАБОТКА УСТАВА ПРОЕКТА ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕЧАТНЫХ ПЛАТ ALTIUM DESIGNER С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ MS PROJECT

Черкасов Кирилл Владимирович1, Новикова Татьяна Борисовна1, Чистякова Наталья Сергеевна1
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова

Аннотация
В данной статье будет подробно рассмотрен процесс разработки устава проекта по внедрению САПР в конкретной фирме. В деталях будет показан каждый этап разработки и приведен весь перечень необходимых документов для внедрения. Также будет подробно показан документооборот процесса внедрения, включающий в себя план и график проекта, диаграмму ресурсов, устав и все необходимые отчеты.

Ключевые слова: САПР, система автоматизированного проектирования печатных плат, устав проекта


DEVELOPMENT OF THE PROJECT CHARTER FOR THE IMPLEMENTATION OF COMPUTER-AIDED PCB DESIGN SYSTEM ALTIUM DESIGNER USING MS PROJECT

Cherkasov Kirill Vladimirovich1, Novikova Tatiana Borisovna1, Chistyakova Natalya Sergeevna1
1Nosov Magnitogorsk State Technical University

Abstract
In this subject the development of the project charter for the implementation of computer-aided PCB design system for specific company. The every stage of development will be shown in details, full list of required documents for implementation will be given. Also flow of documents of the implementation process, that includes plan and schedule of the project, resource chart, the charter and all necessary reports.

Keywords: Altium Designer, MS Project


Библиографическая ссылка на статью:
Черкасов К.В., Новикова Т.Б., Чистякова Н.С. Разработка устава проекта по внедрению системы автоматизированного проектирования печатных плат Altium Designer с использованием MS Project // Современная техника и технологии. 2016. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2016/11/11456 (дата обращения: 13.07.2023).

Рассматриваема компания – инновационная компания, занимающаяся разработкой и производством человекоподобной робототехники. Дата основания предприятия – сентябрь 2005 года.

Форма собственности – Публичное акционерное общество.

Уставный фонд  – 17,6 млн. руб.

Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, свой расчетный, валютный и иные счета, действует на принципах полного хозяйственного расчета, владеет имуществом на праве полного хозяйственного ведения, может от своего имени заключать договора, приобретать имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в судах. Имеется лицензия на ведение космической деятельности.

В состав компании также входят тестировочный полигон и производственные помещения.

Старший менеджер вырабатывает определенную стратегию для получения прибыли и оптимизации издержек, а также следит за качеством работы сотрудников. Ведущий специалист организует работу всего коллектива, несет полную ответственность за состояние отдела и его деятельность. Главному конструктору подчиняются: ведущие специалисты и остальные специалисты [1, 2].

Главный бухгалтер ведет полную отчетность фирмы, а также формирует графики, формирует сроки выполнения работ.

Механики осуществляют ремонт оборудования.

Было принято решение о внедрении САПР для разработки печатных плат Altium Designer и Altium Vault в отделе перспективных разработок. Данная система упростит работу отдела для всех сотрудников в целом. Программа позволит инженерам-электроникам сократить время на работу, исчезнет отнимающая время необходимость дублировать информацию в различные программы, а также все отчеты будут храниться в одной системе.

Рисунок 1- План проекта

На данном графике (Рисунок 1) детально показан план внедрения системы для предприятия. Показано не только название задачи, но и ее трудозатраты, длительность, а так же время, когда задача приступает к осуществлению и когда заканчивает. Для большей наглядности последовательности исполнения задач, можно посмотреь на график проекта (Рисунок 2) [3, 4].

Рисунок 2 – График проекта

  Использование ресурсов

После создания календарного плана необходимо распределить ресурсы для каждой из задач. На рисунке показано распределение ресурсов для каждой задачи (Рисунок 3).

Рисунок 3 – Использование ресурсов

 Использование задач

На диаграмме использование задач наглядно видно какой ресурс использует каждая из задач, её трудозатраты, длительность, а так же начало  и окончание работы. Предназначена данная диаграмма для анализа участия ресурсов в проекте (Рисунок 4).

Рисунок 4 – Использование задач

Построив план проекта в MS Project можно сделать вывод о том, что данная разработка пройдет весьма успешно. Достаточно детально представлены сроки и затраты предприятия. Какие задачи необходимо выполнить, какие ресурсы нужны для использования. А главное выполняется основная цель планирования проекта – это детальное представление модели реализации [5, 6].

Отчеты проекта

Рисунок 5 – Отчет «Обзор ресурсов»
Рисунок 6 – Отчет «Движение денежных средств»
Рисунок 7 – Отчет «Обзор затрат ресурсов»
Рисунок 8 – Отчет «О вехах»

Устав проекта

1. Обоснование целесообразности проведения проекта На предприятии используются несколько систем автоматизированнго проектирования:

  • SolidWorks;
  • OrCad;
  • Altium PCad;
  • Allegro Electronics;
  • КОМПАС-3D v15.

В проекте SolidWorks производится создание внешнего контура печатной платы финального изделия. В системе OrCad осуществляется разработка принципиальной схемы платы. В PCad-e выполняется дальнейшая трассировка ПП.

Вручную ведётся множество операций, которые могут быть автоматизированы, например:

  • Создание спецификаций;
  • Формирование монтажных схем;
  • Создание Gerber-файлов;
  • Нормы ТО и прочие документы;

Составление различных документов осуществляется в смешанном режиме.

Данная ситуация приводит к несопоставимости данных в системах из-за влияния следующих факторов:

  • Различные требования пользователей систем;
  • Отличия в методологическом основании систем;
  • Несовпадение нормативно-справочного наполнения систем;
  • Ошибки при вводе данных и при составлении отчетности (человеческий фактор)

Это приводит к постоянной неопределенности при принятии управленческих решений менеджерами всех уровней, в том числе проектировщиков, а именно инженеров-электроников и разработчиков встраиваемого программного обеспечения.

Таким образом, назрела необходимость создания единого информационного пространства.

2. Цель(и) проекта Стратегическая: оптимизация процесса проектирования печатных плат и программного обеспечения к ним через создание единого информационного пространства проектирования и учёта финансово-хозяйственной деятельности.
Оперативные:

  • Повышение скорости получения запрашиваемой информации
  • Уменьшение трудоемкости учётных работ и увеличение аналитических функций пользователей
  • Повышение технической надежности системы.
3.Ожидаемые результаты проекта
  • Единое использование программы всеми сотрудниками отдела
4. Продукт проекта Altium Designer – программа для всех сотрудников отдела перспективных разработок.
5. Структура продукта проекта
  • Методологическое обеспечение (методологии проектирования и учёта; нормативно-справочная информация)
  • Техническое обеспечение (сервер Altium Vault, сети, рабочие места)
  • Программное обеспечение (САПР, интегрированная с IDE uVision Keil и прочим внешним ПО)
  • Обученный персонал (инженер-электроник, инженер-программист, менеджер отдела закупок, менеджер отдела управления проектами)
  • Документационное обеспечение ИС (техническая документация на ПО, инструкции пользователей)
6.Заинтересованные в развитии проекта стороны
  • Генеральный директор;
  • Главный конструктор;
  • Начальник отдела программного обеспечения;
  • Ведущие специалисты (ведущие инженеры-электроники, ведущие инженеры электроники)
7.Ожидания заинтересованных сторон
  • Генеральный директор: достижение целей проекта с минимальными затратами
  • Главный конструктор: снижение трудоемкости проектирования изделия; увеличение прозрачности процесса проектирования; повышение профессионализма подчиненных.
  • Пользователи ИС: повышение профессионализма, повышение рыночной стоимости
8. Риски проекта
  • Выход из бюджета проекта
  • Недостаток финансовых ресурсов
  • Ошибки в планировании работ по проекту
  • Отсутствие необходимых технических возможностей в требуемый момент
  • Недостаток квалификации пользователей
  • Противодействие системы управления
  • Саботаж пользователей при внедрении
  • Потеря ожидаемого функционала информационной системы
  • Изменения в составе команды проекта
  • Ошибки в организации работы по проекту
  • Низкая скорость принятия решений по проекту (затягивание процедуры согласования)
  • Недостаточная компетентность членов команды проекта
Ограничения проекта
1. Время исполнения проекта До 8-12 месяцев
2. Затраты по проекту ~102000 Euro
3. Организационные
  • Работы по проекту осуществляются в тесном контакте и под руководством Консультанта (компании – заказчика – НПО «Родник»);
  • Поддержка пользователей после окончания работ по проекту должна обеспечиваться силами сотрудников службы АСУ
4. Время команды проекта % рабочего времени участников проекта отличается на различных фазах проекта. В связи с тем, что проект выполняется под руководством сотрудника «Родник», время команды проекта на всех фазах примерно одинаковые: 30-60 дней.
5.Критерии оценки успешности проекта
  • Вывод из эксплуатации программных продуктов с 13.11.2017
  • Получение отчетности за 1 год работы;
  • Выполнение бюджета проекта.
Фазы жизненного цикла проекта
1. Предппроектный анализ

 

 До Пт 12/16/16

  • Оценка рынка
  • Презентация для Заказчика
  • Принятие решения о запуске проекта
  • Предпроектный анализ завершен
2. Анализ

 

До Пт 3/10/17

  • Разработка бизнес-модели
  • Оценка использования ресурсов
  • Презентация бизнес-модели для Заказчика
  • Решение о продолжении проекта принято
3. Планирование

 

До Чт 4/27/17

  • Разработка технического задания
  • Согласование использования ресурсов
  • Создание плана проекта
  • План проекта готов
4. Разработка

 

До Пт 7/14/17

  • Создание маркетинговых документов
  • Разработка IT-системы
    • Кодирование IT-системы
    • Отладка IT-системы
    • Оценка прототипа
    • IT-система готова к тестированию
  • Создание документации
  • Тестирование IT-системы
  • Продукт готов к запуску
5. Пилотирование До Пн 10/16/17

  • Обучение сотрудников
  • Маркетинговая активность
  • Перевод IT-системы в продуктивную эксплуатацию
  • Наблюдение за эксплуатацией
  • Сдача продукта
  • Продукт готов к массовому использованию
  • Проект завершен (внутр)
  • Резерв
  • Проект завершен
Подготовка отчётов До Пн 11/13/17

  • подготовка отчета 1
  • подготовка отчета 2
  • подготовка отчета 3
  • подготовка отчета 4
  • подготовка отчета 5
Документы по проекту, требующие согласования и утверждения
Приказ о запуске проекта Готовит Старший менеджер, утверждает – Главный конструктор компании
План проекта Составляет Консультант, Согласовывает – Руководитель проекта, Утверждают – Генеральный директор и Консультант
Техническое задание Составляет Консультант, Согласовывает – Руководитель проекта, Утверждают – Генеральный директор и Консультант
Технический проект Составляет Консультант, Согласовывает – Руководитель проекта, Утверждают – Генеральный директор и Консультант
Итоговый отчет по проекту Готовит Начальник АСУ, утверждает Руководитель проекта

Библиографический список
  1. Курзаева Л.В., Петеляк В.Е., Лактионова Ю.С. Современные подходы к установлению требований к результатам обучения при подготовке ИТ-кадров // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 2. № 1. С. 142-145.
  2. Лактионова Ю.С. Моделирование в исследовании динамики твердых тел : В сборнике: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ, УПРАВЛЕНИИ, СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ И МЕДИЦИНЕ Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2015. С. 59-60.
  3. Назарова О.Б. Теория экономических информационных систем : Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 080800.62 – “Прикладная информатика”, 080801.65 – “Прикладная информатика (в экономике)”. В 2-х частях / Магнитогорск, 2012.
  4. Назарова О.Б., Колодкина Е.А. Использование референтной модели процессов для управления качеством телекоммуникационных услуг // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 (33). С. 21.
  5. Назарова О.Б., Новикова Т.Б., Петеляк В.Е. К вопросу разработки диаграммы «архитектура системы – asd» : В сборнике: Современная наука: теоретический и практический взгляд Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 75-77.
  6. Путинин Ю.В., Хамутских Е.Ю., Лактионова Ю.С. Использование количественных методов для оценки эффективности IT-проекта
    в сборнике: информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине : Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2015. С. 280-281.


Все статьи автора «Черкасов Кирилл Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: