Одной из современных методологий бизнес-моделирования, получившей широкое распространение в России является методология ARIS, которая расшифровывается как Architecture of Integrated Information Systems – проектирование интегрированных информационных систем. Основные проблемы как практического, так и теоретического характера связанных со всесторонним изучением масштаба и темпа внедрения средств автоматизации управления ставит необходимость комплексных исследований.
Одним из преимуществ методологии ARIS является высокая степень визуализации бизнес-моделей, что делает данную методологию удобной и доступной в использовании всеми сотрудниками компании. В методологии ARIS смысловое значение имеет цвет, что повышает восприимчивость и читабельность схем бизнес-моделей. Помимо большего количества моделей по сравнению с другими методологиями, методология ARIS имеет наибольшее количество различных объектов, используемых при построении бизнес-моделей, что увеличивает их аналитичность. Например, материальные и информационные потоки на процессных схемах обозначаются разными по форме и цвету объектами, что позволяет быстро определить тип потока [1, 2, 3]. Несмотря на большее количество моделей в методологии ARIS в проектах по описанию и оптимизации деятельности в общем случае их используется не более десяти. Методология ARIS позиционирует себя как конструктор, из которого под конкретный проект в зависимости от его целей и задач разрабатывается локальная методология, состоящая из небольшого количества требуемых бизнес-моделей и объектов.
Таким образом, на сегодняшний день можно констатировать тот факт, что моделирование бизнес-процессов, бизнес-моделирование стало неотъемлемой составляющей реализации любого проекта, связанного с модернизацией и развитием деятельности компании. А результаты бизнес-моделирования представлены в виде моделей: eEPC, OC, OG, BSC, VAD и другие [1, с. 4].
Рассмотрим информационную систему учета заявок МАОУ «СОШ №67» с использованием методологии ARIS. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать деятельность Общеобразовательного учреждения.
- Изучить функциональные обязанности диспетчера и сущность процесса учета и контроля заявок.
- Выбрать средства разработки.
- Спроектировать структуру разрабатываемой системы в виде диаграмм.
Школа № 67 открыта 30 августа 1994 года. До 1997 года она носила статус школы – новостройки. На момент открытия школы (в 1994 году) в ней обучалось 1800 учащихся, что превышало объемные показатели в 3,5 раза. Только в начальной школе было укомплектовано 30 классов.
В настоящий момент присвоен статус муниципального автономного общеобразовательного учреждения: МАОУ «СОШ № 67» города Магнитогорска. Имеет опыт работы в сфере образования: Всероссийская научно-практическая конференция работников вузов кафедр педагогики и методики начального образования «Современные подходы к преподаванию в начальной школе», на которой был одобрен опыт по внедрению информационных и здоровье сберегающих технологий в учебный процесс [4, 5, 6]. Наиболее успешным примером с ИТ стало, использование проектного метода в обучении технологии и защиты проекта, как формы итоговой аттестации учащихся по технологии; метод круговой тренировки как способ организации самостоятельной деятельности учащихся; проведение организационно-деятельностных игр. Является участником в федеральном эксперименте по обновлению содержания образования. Приступила к реализации Программы «Организация самостоятельной деятельности учащихся как условие качественного образования». В рамках Приоритетного национального проекта «Образование» школа получила грант Президента. Благодаря Российской Академией образования и науки, Ведущим институтом развивающих технологий, образовательным центром «Школьный университет» за участие в международной исследовательской программе «Будущее за ИКТ» МАОУ «СОШ № 67» присвоен статус «Базовая школа по формированию ИКТ-компетентности школьников [7, 8, 9]. Выступает в качестве Центра образовательной робототехники.
Функциональные обязанности Диспетчера определены на основе должностных инструкций, указанных в уставе Школы.
Диспетчер:
- Осуществляет с использованием средств вычислительной техники, коммуникаций и связи оперативное регулирование хода производства и других видов основной деятельности предприятия или его подразделений в соответствии с производственными программами, календарными планами и сменно-суточными заданиями.
- Контролирует обеспеченность подразделений необходимыми материалами, комплектующими изделиями, оборудованием.
- Осуществляет оперативный контроль за ходом выполнения операций, обеспечивая максимальное использование производственных мощностей, бесперебойную работу Аппаратного обеспечения, выполнение работ (услуг.
- Обеспечивает соблюдение установленных норм по Технике безопасности.
- Принимает меры по предупреждению и устранению нарушений хода работы отделов, привлекая, при необходимости, соответствующие службы предприятия.
- Выявляет резервы производства по установлению наиболее рациональных режимов работы технологического оборудования, более полной и равномерной загрузке оборудования и производственных площадей, сокращению длительности цикла.
- Осуществляет внедрение и обеспечивает рациональное использование технических средств оперативного управления.
- Ведет диспетчерский журнал, составляет отчетные рапорты и другую техническую документацию о ходе работы Технического отдела.
- Участвует в работе по анализу и оценке деятельности подразделений, выявлению резервов [10, 11, 12].
Сущность процесса учета заявок состоит в том, чтобы принять от клиента заявку, проанализировать подразделение и оборудование, в котором возникла неисправность, составить план работ и передать заявку в технический отдел для её устранения. Всю сущность этого процесса можно представить на рисунке 1.
Модель “Диаграмм бизнес-процессов верхнего уровня” – VAD является прототипом классического DFD-стандарта и используется для описания бизнес-процессов верхнего уровня. Дополнительным отличием данной и других процессных моделей является то, что информационные и материальные потоки на схеме VAD изображаются не стрелками, а объектами. При этом для каждого типа потока используется свой объект. На модели VAD методологии ARIS в отличие от классического подхода также используется логические связи между работами, которые позволяют отобразить логическую последовательность выполнения работ [1, с. 180].
Существующий способ учета приема заявок связан с большой трудоемкостью, разрозненностью сведений, что с большей вероятностью ведет к их утере или неправильной интерпретации. На сегодняшний день невозможно получить сведения об общем количестве заявок, провести анализ основных причин возникновения проблемных вопросов у клиентов и проанализировать причины обращения [13, 14, 15]. Кроме того, в отчетный период необходимо составление аналитических отчетов, включающих в себя анализ работы за определенный период, что очень затруднительно. Основной причиной возникновения проблем по работе с выполнением заявок выступает затяжной характер выполнения заявки, представленный на рисунке 2.
Таким образом, сотрудник занят получения доступа к рабочему месту одного из клиентов системы, а также, при необходимости занесением необходимых сведений в книги учета. Учитывая, что продолжительность рабочего дня составляет 8 часов, делаем вывод, что на выполнение остальных обязанностей (то есть непосредственную работу по решению проблем клиента и выработке необходимых мероприятии) остается менее 40 % рабочего времени, что крайне неэффективно. Для данного способа также характерны следующие недостатки, представленные на рисунке 3.
Для оценки значимости факторов создана экспертная группа из двух человек – системные администраторы двух школ. Произведем экспертную оценку используя метод ранжирования для этого составим матрицы обратных рангов (ai,j/(nmax+1)-ai,j) для таблиц 1-11 и найдем весовой показатель (W), где (a) экспертная оценка по (i-ому) критерию (j-го) эксперта [3].
Эксперт |
Среда |
Технический персонал |
ИТ-Инфраструктура |
Журнал учета заявок |
|||
1 |
14 |
32 |
41 |
23 |
|||
2 |
14 |
41 |
23 |
32 |
|||
W |
8 |
3 |
4 |
5 |
|||
0,4 |
0,15 |
0,2 |
0,25 |
||||
Эксперт |
Формулировка Заявки некорректна |
Отсутствие отчетности |
Неполная Информации о проблеме |
||||
1 |
13 |
31 |
22 |
||||
2 |
22 |
31 |
13 |
||||
W |
5 |
2 |
5 |
||||
0,42 |
0,16 |
0,42 |
|||||
Эксперт |
Отсутствие ПО |
Проблемы С ПО |
Недостаточно Прав доступа |
||||
1 |
22 |
31 |
13 |
||||
2 |
31 |
22 |
13 |
||||
W |
3 |
3 |
6 |
||||
0,25 |
0,25 |
0,5 |
|||||
Эксперт |
Активация |
Компьютерные характеристики |
|||||
1 |
21 |
12 |
|||||
2 |
21 |
12 |
|||||
W |
2 |
4 |
|||||
0,33 |
0,67 |
||||||
Эксперт |
Не предусмотрено Учебным планом |
Лицензия |
|||||
1 |
21 |
12 |
|||||
2 |
12 |
21 |
|||||
W |
3 |
3 |
|||||
0,5 |
0,5 |
||||||
Эксперт |
Сервисный ремонт сторонней организации |
Уровень знаний |
|||||
1 |
21 |
12 |
|||||
2 |
12 |
21 |
|||||
W |
3 |
3 |
|||||
0,5 |
0,5 |
||||||
Эксперт |
Дефекты и поломки оборудования |
Неисправность оборудования |
|||||
1 |
12 |
21 |
|||||
2 |
12 |
21 |
|||||
W |
4 |
2 |
|||||
0,67 |
0,33 |
||||||
Эксперт |
Сложность заявки |
Отсутствие опыта |
|||||
1 |
21 |
12 |
|||||
2 |
21 |
12 |
|||||
W |
2 |
4 |
|||||
0,33 |
0,67 |
||||||
Эксперт |
Отсутствие доступа к кабинету |
Искажение оперативной информации в журнале |
|||||
1 |
22 |
31 |
|||||
2 |
31 |
22 |
|||||
W |
3 |
3 |
|||||
0,25 |
0,25 |
||||||
Эксперт |
Ключа на Вахте нет |
Ключи у технички |
Ключи у учителя |
||||
1 |
13 |
22 |
31 |
||||
2 |
13 |
31 |
22 |
||||
W |
6 |
3 |
3 |
||||
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|||||
Эксперт |
Учитель вне школы |
Учитель в школе |
|||||
1 |
12 |
21 |
|||||
2 |
12 |
21 |
|||||
W |
4 |
2 |
|||||
0,67 |
0,33 |
Таким образом, выполненная нами экспертная оценка показала, что наиболее значимая группа факторов является Среда (рис. 4), оцениваемая в 40% и в качестве решения возможно поддержание постоянной связи между сотрудником и исполнителем процесса, а также обеспечение доступа в помещение.
В результате проводимой автоматизации предполагается постоянно иметь точнейшие сведения о количестве заявок, их видах, сократить время на подготовку аналитических отчетов и передачу документов за счет их электронной формы. Очевидно, что для автоматизации необходимо использовать такие средства, как персональные компьютеры, принтеры, а также специальное программное обеспечение и, возможно, локальную вычислительную сеть, примером данного решения выступает работа подразделения рисунок 5, а также взаимосвязь отделов по работе с документооборотом рисунок 6.
В случае использования вычислительной техники данный процесс приводится к просмотру заявки, оформленной и уже занесенной в базу данных по мере их поступления, поиск информации будет производится при задании необходимых параметров.
Таким образом, введение данной системы учета заявок сервисного обслуживания, позволит более точно вести контроль заявок, а также влечет за собой экономию времени и средств. Назначением такой системы является повышение эффективности деятельности диспетчеров и централизованности данных.
Библиографический список
- Новикова Т. Б., Назарова О. Б., Петеляк В. Е. Aris: теория и практика бизнес-моделирования: учеб. Пособие. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2016. 289 с.
- Комиссарова О.Р., Конькова Д.С., Матвеев В.А., Новикова Т.Б. Исследование деятельности аэропорта на примере диаграмм методологии ARIS «EEPC», «MFD» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 117-120.
- Конькова Д.С., Новикова Т.Б., Комиссарова О.Р., Матвеев В.А. Разработка диаграмм eEPC, VAD, FTA на примере описания предметной области «Ведение обращений в прокуратуру» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 112-116.
- Конькова Д.С., Новикова Т.Б., Комиссарова О.Р., Матвеев В.А., Мусин Р.Ф. Бизнес – моделирование деятельности завода по производству автомобилей с использованием диаграмм IFD, CD, MFD // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 98-101.
- Курзаева Л.В. Введение в теорию систем и системный анализ : учеб.пособие / Л.В. Курзаева. – Магнитогорск : МаГУ, 2015. – 211 с.
- Македонский П.Д., Курзаева Л.В. Анализ проблем обслуживания ИТ-инфраструктуры современной школы на основе экспертной оценки // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/70042 (дата обращения: 04.12.2016).
- Матвеев В.А., Конькова Д.С., Комиссарова О.Р., Новикова Т.Б., Мусин Р.Ф. Документооборот при оказании услуг перевозки груза и его графическое отображение на примере нотации eEPS // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 89-94.
- Мусин Р.Ф., Пролозова Т., Конькова Д.С., Матвеев В.А., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В. Разработка диаграммы VAD для описания бизенс-процесса приема сырья на склад // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 95-97.
- Новикова Т.Б., Гусева Т.Ф., Вахрушев В.И., Седнева Д.А., Климов П.А., Иванченко А.Е., Игнатова Т.А. Опыт моделирования диаграмм OD, FTA, VAD, EEPC для постановки задач управления в социальных и экономических системах // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 (57). С. 67-72.
- Новикова Т.Б., Махмутова М.В., Гусева Т.Ф., Вахрушев В.И., Седнева Д.А., Климов П.А., Иванченко А.Е., Игнатова Т.А., Яковлева М.Ф. Моделирование бизнес-процесса «Учет ремонтов» с целью повышения эффективности и функционирования компании по предоставлению ремонтных услуг // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 (56). С. 268-274.
- Новикова Т.Б., Махмутова М.В., Гусева Т.Ф., Вахрушев В.И., Седнева Д.А., Климов П.А., Иванченко А.Е., Игнатова Т.А., Микутская К.А. Разработка моделей для описания бизнес-процесса «Учет готовой продукции на складе» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 (56). С. 275-280.
- Новикова Т.Б., Янин А.А., Агалакова В.И., Юрлова О.А., Курзаева Л.В. Реорганизация бизнеса для поддержки операционной деятельности с применением модели EPC // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 241-248.
- Седнева Д.А., Климов П.А., Гусева Т.Ф., Вахрушев В.И., Румянцев Е.П., Новикова Т.Б. Описание моделей по созданию собственного бизнеса // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 131-138.
- Шарипова У.В., Федоренко И.А., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Енютина А.В., Арзамасцева Е.А. Актуальность модели EEPC в описании деятельности компании // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 (57). С. 141-145.
- Ягудина Р.Р., Новикова Т.Б. Бизнес-моделирование процесса «Описание деятельности кафетерия» с использованием методологии ARIS // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 154-161.