Актуальность данной статьи обусловлена тем, что умение быстро и качественно работать с информацией является показателем эффективности организации бизнес-процессов любого предприятия. Особенно это актуально для центров социального обслуживания населения, специфика работы которых связанна с большим ежедневным наплывом клиентов и обработкой их разнородных заявок и запросов. Клиентами таких центров, в большинстве своём, являются люди пожилого возраста, инвалиды, многодетные семьи. В связи с этим скорость обработки информации носит первостепенное значение как для клиентов, так и для организации во избежание очередей и формирования имиджа организации, которая заботится об удобстве своих клиентов.
Анализ предметной области
Основными задачами Комплексного центра социальной защиты населения являются:
- организация социального обслуживания и социальной помощи семьям, детям и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- помощь в исполнении их законных прав и интересов;
- улучшение социально-экономических условий жизни граждан.
В деятельности центра можно выделить следующие функциональные направления:
- решение общих вопросов социальной поддержки граждан;
- социальная поддержка инвалидов и граждан пожилого возраста;
- предоставление на льготной и коммерческой основе социально-медицинских, социально-бытовых, психолого-педагогических, социально-правовых услуг разового, временного или постоянного характера гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- оказание адресной социальной помощи;
- помощь в социальной адаптации и реабилитации граждан;
- участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, а так же защите их прав.
Для анализа информационной системы социального обслуживания используем методологию графического структурного анализа – диаграммы потоков данных (Data Flow Diagrams)[3].
Построим DFD-диаграмму для процесса социального обслуживания населения в Комплексном центре социальной защиты населения, где имея на входе личные данные и заявку клиента, на выходе получаем сформированный договор социального обслуживания и отчёт по социальному положению.
Декомпозиция диаграммы потоков данных предназначена для детализации документооборота процесса социального обслуживания.
Были выделены процессы приёма и регистрации заявки, анализа социального положения, консультации по проблемам, формирования стратегии социальной защиты и формирования отчётности.
На основании полученной заявки и личных данных, выполняется анализ социального положения. На основании отчета анализа социальной ситуации определяются потребность в социальных услугах, а так же формируется договор на оказание услуг и отчётность по социальной ситуации в данной местности.
Управленческое решение, принятое по итогам анализа данной области заключается в формировании реляционной структуры базы данных и помещении информации о клиентах в соответствующие таблицы. Данное решение показано на диаграмме потоков данных.
Моделирование
Постоим логическую модель данных в нотации IDEF1X, без ориентации на какую-либо конкретную систему управления базами данных[4].
Построим физическую модель данных, зависящую от конкретной системы управления базами данных, являющуюся отображением системного каталога.
В физической модели будет содержаться информация обо всех объектах базы данных.
Реализация
В качестве системы управления базами данных для реализации базы данных используем настольную СУБД реляционного типа − Microsoft Access.
Сгенерируем базу данных.
Заполним таблицы.
С использованием Мастера отчётов сформируем отчёты на основе заполненных таблиц.
При помощи средства автоматизированной разработки форм по управлению приложением, называемого диспетчером кнопочных форм, создадим кнопочную форму.
Практическая значимость результатов статьи заключается в создании реляционной базы данных «Клиенты Комплексного центра социального обслуживания населения», упрощающей работу, связанную с ведением учета клиентов и кнопочных формах, обеспечивающих удобство навигации по базе данных.
Библиографический список
- ГОСТ 34.320-96 Информационная технология. Система стандартов по базам данных. Концепции и терминология для концептуальной схемы и информационной базы.
- ГОСТ 34.321-96 Информационная технология. Система стандартов по базам данных. Эталонная модель.
- Севостьянова А.В., Макашова В.Н., Столяров А.И. Предпроектная стадия ИТ-проекта «Комплексного внедрения национального ИТ-решения электронной очереди в поликлинике» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66160.
- Столяров А.И. Построение концептуальной схемы баз данных // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2014/06/2064.