УДК 004.652.4

РАЗРАБОТКА РЕЛЯЦИОННОЙ БАЗЫ ДАННЫХ УЧЕТА КЛИЕНТОВ «КОМПЛЕКСНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

Столяров Александр Исмаилович
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
бакалавр прикладной информатики

Аннотация
Статья рассматривает процесс создания реляционной базы данных, позволяющей вести учет клиентов «Комплексного центра социального обслуживания населения». В статье рассмотрена актуальность применения базы данных в рамках данной предметной области, проведен анализ центра социального обслуживания и выдвинуто управленческое решение. Разработаны модели в нотации IDEF1X и произведена генерация готовой базы данных, готовой к заполнению. В статье так же представлены созданные отчеты и кнопочная форма.

Ключевые слова: реляционная база данных, учет клиентов


DEVELOPMENT OF A RELATIONAL DATABASE CLIENT ACCOUNT «INTEGRATED SOCIAL SERVICE CENTER OF POPULATION»

Stolyarov Alexander Ismailovich
Magnitogorsk State Technical University
Bachelor of Applied Informatics

Abstract
The article examines the process of creating a relational database , which allows to keep records of customers "Integrated Social Service Center of population" . The article discusses the relevance of the use of databases within a given subject area, conducted social service center analysis and advanced management solution. The models in IDEF1X notation and made ​​ready generation database, ready to be filled. The article also presents the generated reports and the Switchboard form.

Keywords: accounting customers, relational database


Библиографическая ссылка на статью:
Столяров А.И. Разработка реляционной базы данных учета клиентов «Комплексного центра социального обслуживания населения» // Современная техника и технологии. 2016. № 12. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2016/12/11466 (дата обращения: 12.07.2023).

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что умение быстро и качественно работать с информацией является показателем эффективности организации бизнес-процессов любого предприятия. Особенно это актуально для центров социального обслуживания населения, специфика работы которых связанна с большим ежедневным наплывом клиентов и обработкой их разнородных заявок и запросов. Клиентами таких центров, в большинстве своём, являются люди пожилого возраста, инвалиды, многодетные семьи. В связи с этим скорость обработки информации носит первостепенное значение как для клиентов, так и для организации во избежание очередей и формирования имиджа организации, которая заботится об удобстве своих клиентов.

Анализ предметной области

Основными задачами  Комплексного центра социальной  защиты населения являются:

  • организация социального обслуживания и социальной помощи семьям, детям и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • помощь в исполнении их законных прав и интересов;
  • улучшение социально-экономических условий жизни граждан.

В деятельности центра можно выделить следующие  функциональные направления:

  • решение общих вопросов социальной поддержки граждан;
  • социальная поддержка инвалидов и граждан пожилого возраста;
  • предоставление на льготной и коммерческой основе социально-медицинских, социально-бытовых, психолого-педагогических, социально-правовых услуг разового, временного или постоянного характера гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание адресной социальной помощи;
  • помощь в социальной адаптации и реабилитации граждан;
  • участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, а так же защите их прав.

Для анализа информационной системы социального обслуживания используем методологию графического структурного анализа – диаграммы потоков данных (Data Flow Diagrams)[3].

Построим DFD-диаграмму для процесса социального обслуживания населения в Комплексном центре социальной защиты населения, где имея на входе личные данные и заявку клиента, на выходе получаем сформированный договор социального обслуживания и отчёт по социальному положению.

Рисунок 1 – Контекстная диаграмма

Декомпозиция диаграммы потоков данных предназначена для детализации документооборота процесса социального обслуживания.

Были выделены процессы приёма и регистрации заявки, анализа социального положения, консультации по проблемам, формирования стратегии социальной защиты и формирования отчётности.

На основании полученной заявки и личных данных, выполняется анализ социального положения. На основании отчета анализа социальной ситуации определяются потребность в социальных услугах, а так же формируется договор на оказание услуг и отчётность по социальной ситуации в данной местности.

Рисунок 2 – Декомпозиция диаграммы DFD

Управленческое решение, принятое по итогам анализа данной области заключается в формировании реляционной структуры базы данных и помещении информации о клиентах в соответствующие таблицы. Данное решение показано на диаграмме потоков данных.

Моделирование

Постоим логическую модель данных в нотации IDEF1X, без ориентации на какую-либо конкретную систему управления базами данных[4].

Рисунок 3 – Логическая модель данных

Построим физическую модель данных, зависящую от конкретной системы управления базами данных, являющуюся отображением системного каталога.

Рисунок 4 – Физическая модель данных

В физической модели будет содержаться информация обо всех объектах базы данных.

Реализация

В качестве системы управления базами данных для реализации базы данных используем настольную СУБД реляционного типа − Microsoft Access.

Сгенерируем базу данных.

Рисунок 5 – Схема данных в Microsoft Access

Заполним таблицы.

Рисунок 6 – Сгенерированная таблица “Здоровье”
Рисунок 7 – Сгенерированная таблица “Контакты”
Рисунок 8 – Сгенерированная таблица “Услуги”
Рисунок 9 – Сгенерированная таблица “Социальное положение”
Рисунок 10 – Сгенерированная таблица “Личные данные”

С использованием Мастера отчётов сформируем отчёты на основе заполненных таблиц.

Рисунок 11 – Отчет по таблице “Контакты”
Рисунок 12 – Отчет по таблице “Здоровье”
Рисунок 13 – Сводный отчет

При помощи средства автоматизированной разработки форм по управлению приложением, называемого диспетчером кнопочных форм, создадим кнопочную форму.

Рисунок 14 – Созданная кнопочная форма

Практическая значимость результатов статьи заключается в создании реляционной базы данных «Клиенты Комплексного центра социального обслуживания населения», упрощающей работу, связанную с ведением учета клиентов и кнопочных формах, обеспечивающих удобство навигации по базе данных.


Библиографический список
  1. ГОСТ 34.320-96 Информационная технология. Система стандартов по базам данных. Концепции и терминология для концептуальной схемы и информационной базы.
  2. ГОСТ 34.321-96 Информационная технология. Система стандартов по базам данных. Эталонная модель.
  3. Севостьянова А.В., Макашова В.Н., Столяров А.И. Предпроектная стадия ИТ-проекта «Комплексного внедрения национального ИТ-решения электронной очереди в поликлинике» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66160.
  4. Столяров А.И. Построение концептуальной схемы баз данных // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2014/06/2064.


Все статьи автора «Столяров Александр Исмаилович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: