УДК 358.119.1

КОНЦЕПЦИЯ РАЗРАБОТКИ ТАНКОДРОМА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОМУ ВОЖДЕНИЮ БТР-80

Белов Андрей Борисович1, Гумелёв Василий Юрьевич2
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент, канд. техн. наук
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук

Аннотация
В статье рассмотрены приемы, рекомендованные к использованию в ходе обучения экстремальному вождению водителей бронетранспортера БТР-80. Также представлены участки экспериментального танкодрома, предназначенные для этих целей.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Белов А.Б., Гумелёв В.Ю. Концепция разработки танкодрома для обучения экстремальному вождению БТР-80 // Современная техника и технологии. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2017/06/13582 (дата обращения: 13.07.2023).

Главная задача обучения водителей колесных боевых машин состоит в том, чтобы научить их максимально использовать технические возможности машины для ее вождения с максимальной скоростью с преодолением препятствий на местности как при движении подразделения в колонне, так и в предбоевых и боевых порядках.

Главным направлением решения указанной задачи является организация обучения с использованием новых современных методик экстремального вождения колесных  машин. Особенно актуальным является обучение сложно-координационным приемам активной безопасности, которые позволяют преодолевать возникающие при вождении нестандартные и критические ситуации.

Анализ практики вождения колесных машин в экстремальных видах спорта  позволил определить основные приемы управления, которые позволят сохранить устойчивость бронетранспортера в поворотах и избежать поломок при преодолении различных неровностей.

Содержание приемов управление и их предназначение представлены в таблице рисунка 1.

Рисунок 1 – Содержание приемов управление, их предназначение и технология выполнения

Практическая отработка приемов активной безопасности при управлении бронетранспортером должна быть организована  на специально оборудованном учебном маршруте танкодрома. На рисунке 2 представлена схема учебного маршрута танкодрома для обучения экстремальному вождению бронетранспортера БТР-80.

Рисунок 2 – Схема учебного маршрута танкодрома для обучения экстремальному вождению БТР-80

Учебный маршрут может быть выполнен в качестве отдельного танкодрома или входить в состав типового танкодрома, обустроенного в соответствие с требованиями руководящих документов. Протяженность учебного маршрута составляет 4-5 км. Исходя из классификации отрабатываемых приемов управления бронетранспортером, учебный  маршрут разбит на четыре специализированных участка.

Рассмотрим более подробно порядок отработки приемов на учебном маршруте [1].

Первый участок – «Слаживающая траектория»

Движение с исходной линии начинается с разгона машины до вхождения в затяжной поворот. Для того, чтобы уменьшить центробежную силу, действующую на машину при повороте и одновременно повысить собственную безопасность, водителю бронетранспортера следует максимально возможно увеличить радиус поворота машины. С этой целью перед входом в поворот водитель должен направить бронетранспортер к внешней стороне поворота, а в самой крутой части дуги – внутрь поворота, на выходе из поворота вернутся на внешнюю сторону дороги.

Второй участок – «Боковая разгрузка»

Прием отрабатывается на специализированном участке с искусственными неровностями (ямами) (рисунок 2, поз. 1), чередующимися попеременно с левой и правой стороны дороги.  В данной ситуации  управляемые колеса одного из бортов бронетранспортера проходят через препятствия. Возникает критическая ситуация, которая способна вызвать резкий снос передней оси и потерю управления. Если разгрузить управляемые колеса, проходящие через препятствия, то они могут легко преодолевать  неровности (торсионы и  амортизаторы  могут сработать на полный ход).

Для преодоления препятствия водителю следует сделать как можно более резкий рывок рулем, чтобы сместить центр массы бронетранспортера и разгрузить передние управляемые ведущие колеса, проходящие через неровность. Необходимым условием для выполнения этого приема вождения является твердый ровный участок танкодрома с высоким коэффициентом сцепления под наружными передними колесами, на которые переносится значительная часть веса бронетранспортера.

Третий участок – «Опережающая стабилизация»

Прием отрабатывается на повороте с поперечным расположением неровности в виде ямы через всю проезжую часть. Критическая ситуация связанна с потерей стабилизации машины  при преодолении ямы (рисунок 2, поз. 3) сходу. После срабатывания передней подвески удар передается на всю машину, происходит «подбрасывание» машины, а затем возникшие колебания в подвески могут привести к потере бронетранспортером устойчивости.

Для преодоления препятствия водитель непосредственно перед неровностью резко тормозит, а затем разблокирует колеса. При  разблокировке колес передняя подвеска разгружается, ход амортизаторов и торсионов  увеличивается, в результате чего значительно смягчается удар. Если при этом увеличить частоту вращения коленчатого вала дизеля машины, то эффект стабилизации значительно повысится.

Четвертый участок – «Прижимание к дороге»

Прием отрабатывается на прямом участке дороги с поперечным расположением неровности в виде бугра. Критическая ситуация возникает при преодолении бугра (рисунок 2, поз. 3), в ходе которого передняя подвеска машины полностью разгружается. При «подбросе» колеса теряют контакт с дорожным покрытием и машина теряет управление.

Для преодоления препятствия, точно в момент отрыва управляемых колес, водитель должен выполнить резкое короткое торможение. Такой маневр позволит опустить передние колеса на поверхность дороги, не допустив высокой амплитуды качения.


Библиографический список
  1. Цыганков, Э.С. Управление автомобилем в критических ситуациях [Текст] / Э.С. Цыганков – М.: За рулем, 2001. – 384 с.


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: