УДК 629.113

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ГЕНЕРАТОРНЫХ УСТАНОВОК БРОНЕТРАНСПОРТЕРА БТР-80

Рогачёв Владимир Дмитриевич1, Гумелёв Василий Юрьевич2, Писарчук Андрей Васильевич3, Постников Александр Александрович4
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии, канд. техн. наук, доцент
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук, доцент
4в/ч 21208, начальник станции

Аннотация
В статье рассмотрено, как осуществляется автоматическое согласование совместной работы двух генераторных установок бронетранспортера БТР-80 на общую нагрузку.

Ключевые слова: автоматический., генератор, регулятор напряжения, резистор, реле-регулятор, совместная работа, согласование


JOINT WORK GENSETS BTR-80

Rogachev Vladimir Dmitrievich1, Gumelev Vasiliy Yuryevich2, Pisarchuk Andrey Vasilyevich3, Postnikov Aleksandr Aleksandrovich4
1Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences, associate professor
2Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences
3Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences, associate professor
4m/u 21208, chief of station

Abstract
In the article, as is the automatic coordination of joint work of the two generating units of BTR-80 on the total load.

Keywords: automatic, collaboration, coordination, relay-regulator, resistor, voltage regulator


Библиографическая ссылка на статью:
Рогачёв В.Д., Гумелёв В.Ю., Писарчук А.В., Постников А.А. Совместная работа генераторных установок бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/02/5543 (дата обращения: 28.05.2017).

Характерной особенностью системы электроснабжения бронетранспортера БТР-80 является то, что в ее состав входят две генераторные установки. Каждая из них состоит из генератора переменного тока Г 290В и реле-регулятора РР390-Б. Подробно устройство и работа этих приборов в составе генераторной установки транспортера-тягача МТ-ЛБ рассмотрена в публикациях [1, 2].

Вопрос же совместной работы двух генераторных установок БТР-80, параллельно подключенных на общую нагрузку, в технической литературе практически не рассматривается.

Напомним, что на двигателе 7403 восьмой комплектации бронетранспортера БТР-80 установлено два генератора, которые приводятся в действие при помощи ременного привода. Каждый генератор Г 290В имеет свой ременный привод (рисунок 1).

1 – дизель 7403 восьмой комплектации; 2 – генераторы Г 290В с ременным приводом

Рисунок 1 – Установка двух генераторов на дизель бронетранспортера БТР-80

Тут же, в отделении силовой установки на нишах колес четвертого моста машины установлены два реле-регулятора РР390-Б (рисунок 2). Отметим, что при электростартерном пуске дизеля в аварийном режиме [3] в особых условиях такое размещение реле-регуляторов создает некоторые дополнительные трудности. На транспортере-тягаче МТ-ЛБ реле-регулятор РР390-Б установлен в отделении управления, а это значительно упрощает электростартерный пуск двигателя машины в аварийном режиме.

Рисунок 2 – Установка реле-регулятора в отделении силовой установки бронетранспортера БТР-80

Принципиальная электрическая схема системы электроснабжения бронетранспортера БТР-80 представлена в соответствии с рисунком 3.

На БТР-80 согласно [4] допустимая разница токов генераторов при работе при параллельной работе генераторных установок на общую нагрузку не должна превышать 40А. Резистор R1, установленный в регуляторе напряжения каждого реле-регулятора РР390-Б предназначен именно для того, чтобы обеспечить параллельную работу генераторов с заданным ограничением по силе тока. 

R1-R16 – резисторы; C1 – конденсатор; K4 – реле стартера; K3 – реле включения; K2 – реле защиты; K2.1 – основная обмотка реле защиты; K2.2 – удерживающая обмотка реле защиты; K1 – реле ограничения тока; K5 – реле блокировки; K5.1 – основная обмотка реле блокировки; K5.2 – форсирующая обмотка реле блокировки; L2 – дроссель; V1 – выпрямительный блок; V4, V6, V8, V10-V12 – диоды; V5, V7, V9 – транзисторы; V2, V3 – стабилитроны; S1 – выключатели генераторов; Ш1-Ш2 – разъемы; G1, G2 – генераторы

Рисунок 3 – Схема электрическая принципиальная системы электроснабжения бронетранспортера БТР-80

Совместная работа генераторов с указанной выше разницей токов обеспечивается перекрестными связями в реле-регуляторах (с контактов ПР1 на ПР2 в наружных разъемах Ш2). В случае разности напряжений генераторов они будут отдавать разные токи в бортовую сеть. Выравнивание напряжений и токов генераторов обеспечивается автоматически путем изменения токов через резисторы R1 и R2.

Через резисторы R1 и R2 путь тока следующий: «+» генератора – замкнутые контакты К3.1 реле включения К3 – обмотка возбуждения генератора – контакт ПР2 разъема Ш2 – контакт ПР1 разъема Ш2 другого регулятора напряжения – резистор R1 – резистор R2 – выходной транзистор V9 – корпус – «-» генератора.

Предположим, что генератор G2 (правый на схеме рисунка 3) вырабатывает меньшее напряжение, что, соответственно, вызывает уменьшение величины тока, отдаваемого им в бортовую сеть машины.

А это означает, что правый регулятор напряжения 2 правого реле-регулятора настроен на меньшую величину напряжения, при котором происходит его срабатывание (то есть предел регулирования регулятора напряжения 2 меньше, чем предел регулирования регулятора напряжения 1 левого реле-регулятора). Значит, выходной транзистор V9 регулятора напряжения 2 закрывается раньше, чем аналогичный транзистор левого регулятора напряжения 1. При этом раньше прекращается ток через обмотку возбуждения правого генератора G2, что вызывает повышение напряжения на контакте ПР2 правого разъема Ш2 и на стабилитронах V2 и V3 регулятора напряжения 1.

В результате регулятор напряжения 1 тоже срабатывает при меньшем напряжении генератора G1, прекращая ток через его обмотку возбуждения раньше, что выравнивает напряжения генераторов и отдаваемые ими токи в бортовую сеть машины.

При выходе из строя одного из регуляторов напряжения (любого), когда генератор начинает вырабатывать напряжение 30 – 33 В., срабатывают реле защиты обоих реле-регуляторов, которые отключают оба генератора. В этом случае вольтамперметр (рисунок 4) на щитке приборов водителя начинает показывать ток разряда аккумуляторных батарей при работе в режиме амперметра, а при переключении и его в режим вольтметра но начинает показывать напряжение аккумуляторных батарей – 24 В и ниже (в зависимости от разряженности батарей).

Рисунок 4 – Вольтамперметр на щитке приборов бронетранспортера БТР-80

Для определения неисправной генераторной установки необходимо выключить оба выключателя (рисунок 5) генератора «ЛЕВ» и «ПРАВ» (S1 – на схеме рисунка 3) на щитке приборов водителя, а затем включать их поочередно до появления зарядного тока аккумуляторных батарей.

Рисунок 5 – Выключатели генераторов «ЛЕВ» и «ПРАВ» на щитке приборов водителя

При включении выключателя неисправной генераторной установки зарядный ток появляется и сразу исчезает, когда генератор начинает вырабатывать напряжение 30 – 33 В.

После этого выключатель S1 неисправной генераторной установки необходимо отключить и включить выключатель S1 исправной генераторной установки. До устранения неисправности машину следует эксплуатировать, используя только исправную генераторную установку [4].


Библиографический список
  1. Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства генератора Г290В и его установки на дизель тягача МТ-ЛБ // Современная техника и технологии. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/10/4514 (дата обращения: 15.01.2015).
  2. Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства и работы реле-регулятора РР390-Б // Современная техника и технологии. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/11/4809 (дата обращения: 15.01.2014).
  3. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Палутов Р.В. Пуск дизеля БТР-80 при неисправностях системы электростартерного пуска // Современная техника и технологии. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/03/1683 (дата обращения: 08.01.2015).
  4. Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 5903 [Текст]: – Рязань: Министерство Обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление. 2006 – 494 с.


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: